Библиотека / Фантастика / Русские Авторы / AUАБВГ / Верещагин Петр / Книга Тьмы : " Черный Менестрель " - читать онлайн

Сохранить .
Черный менестрель Петр Верещагин
        Книга Тьмы
        Баллады пишут не для того, чтобы им верили. Их пишут для того, чтобы волновать сердца. Анджей Сапковский «Немного жертвенности»
        Постоялый двор - каких двенадцать на дюжину в любом краю, подле любой дороги.
        Посетители - также совершенно обычные: парочка не то неудачников-авантюристов (предпочитающих зваться искателями приключений), не то простых разбойников; три лесника, регулярно останавливающиеся тут, чтобы пропустить кружку-другую; странствующий монах или кто-то в том же роде - пожилой, благообразный, в бесформенном буром балахоне и веревочных сандалиях; не отличающаяся красотой смуглая женщина средних лет, тесно прижимающая к груди тощую пеструю кошку, давно смирившуюся с превратностями судьбы и приучившуюся спать в любой ситуации. И еще один. Заметить его, и то надо очень постараться - устроился в самом темном углу, потягивает себе яблочный сидр да занюхивает его хлебом с сыром и пучком увядшей петрушки…
        - Подбрось дровишек, темно тут!- требует один из лесников.
        Служанка - пухленькая, не слишком поворотливая, с густыми темными волосами - послушно выполняет желание гостя. Языки пламени в очаге становятся из красных - рыжими, в зале действительно немного светлеет.
        Человек в углу встает, одергивая черный плащ; под одеждой у него при этом движении что-то прорисовывается, но что - самострел, меч, футляр для свитков - не разобрать. Искатели приключений, переглянувшись, синхронно отодвигаются по скамейке, отполированной множеством седалищ; так, чтобы в случае чего мгновенно вскочить, а там - либо в драку, либо в окно, смотря по обстоятельствам.
        Правая рука человека скользит под плащ. Авантюристы напрягаются. Кошка, открыв желто-оранжевые глаза, выгибает спину и шипит. Ее хозяйка, поспешно отодвинув миску с рыбной похлебкой, тянется за своей сумкой, висящей рядом на вбитом в стену колышке.
        Из-под черного плаща медленно, заставляя дыхание зрителей замирать от их же собственных недобрых предчувствий, выползает овальный, почти плоский короб, также окрашенный в черный цвет; тонкие металлические нити струн становятся видны лишь тогда, когда человек осторожно проводит по ним узкой ладонью.
        - Менестрель!- с облегчением выдыхает один из авантюристов.- Сбацай чего-нибудь эдакое, а? Сколько недель музыки не слышал…
        - «Девчонку с Холма»!- восклицает один из лесников.
        - Нет, лучше «Солнечная Долина»,- возражает другой.
        Менестрель словно не слышит их, неторопливо водя кончиками пальцев по струнам своего странного инструмента, что-то настраивая и подкручивая. С каждым разом аккорды становятся все резче и отрывистее, и наконец на лице человека в черном возникает подобие усмешки. Он придвигает к себе грубо сколоченный табурет, усаживается лицом к огню, некоторое время смотрит в мечущиеся языки пламени - а затем заговаривает под мерный перебор струн:
        - В Загорье, у племени, которого больше нет, имелось одно сказание. Сказание о человеке, который пожертвовал собою, чтобы вывести остальных из темноты, сказание о Данко, человеке с пламенным сердцем. Изергиль, старая ведьма, ты никогда бы не позволила ни мне, ни кому-либо другому рассказать эту историю ТАК - но тебя здесь нет, ведь верно?
        Ритм музыки меняется, как и низкий, гортанный голос менестреля. Он теперь как будто беседует сам с собой, периодически ударяя по струнам - и эти рваные аккорды, что ни один знаток или ценитель изящных искусств не осмелился бы назвать музыкой, как ни странно, в точности дополняют собой нужные слова…
        Возглас души: «А можно ль?»
        Разума глас: «Нельзя.»
        «Хочешь ли знать?» - «Я должен.
        Это - моя стезя.» -
        «Ты пожалеешь об этом.» -
        «Скорее всего. И все ж,
        Есть участь похуже смерти,
        Которой с рожденья ждешь…»
        Лед под босыми ногами
        Тает. Ночь. Снегопад.
        Несущему в сердце пламя
        Смотреть тяжело назад.
        Там - лишь те, кто остался,
        Кто, сомневаясь, ждет, -
        В холоде смертного царства,
        Вмерзшие в черный лед.
        Хотя на дворе - лишь ранняя осень, и днем солнце еще шпарит вовсю, и нет ни сильного ветра, ни дождя, и несколько минут назад в комнате было почти что жарко - однако, по напряженным спинам слушателей пробегает холод зимней ночи. Пламя кажется ТЕМ пламенем, а черные от сажи и копоти камни, из которых сложен нехитрый камин, похожи на осколки льда. ТОГО льда.
        «Знаешь ли путь, ведущий?» -
        «Знаю.» - «И каково
        Быть тем, кому бог и случай
        В огонь обратили кровь?» -
        «Непросто.» - «А как быть с теми,
        Кого за собою ведешь?» -
        «Я знаю, сзади - лишь тени.» -
        «Но знаешь ли, что найдешь?»
        Снегом колючим ветер
        В кровь раздирает тела.
        Мир стал чертогом смерти.
        Холод. Безмолвье. Мгла.
        Нет ни тепла, ни света,
        И кажется вечным бег,
        И память ушедшего лета
        Собою скрывает снег.
        Черная ширма туч загораживает выщербленный диск луны. Тоскливый волчий вой где-то далеко за окном. Все вздрагивают от этого звука, доносящегося, кажется, из иного мира.
        Менестрель невидящим взором смотрит в пламя, а его язык и пальцы словно живут собственной жизнью.
        Той жизнью, которая способна в случае надобности остановить даже смерть…
        «Сможешь ли путь осилить
        Ты до конца?» - «Смогу.» -
        «Хватит ли веры, силы
        У остальных?» - «Помогу.»
        «А выстоишь? Уж не проще ль
        Расчистить дорогу огнем?» -
        «Разумней - да. Но не проще,
        Ведь пламя - в сердце моем.»
        Слезы бессилья и боли
        Падают, оледенев.
        Остатки надежды и воли
        Смерзаются в мрачный гнев.
        Лишь малая часть ушедших
        Бредет сквозь ночной мороз,
        И полны безмолвные речи
        Слепящим холодом слез.
        Молчание почти осязаемо; люди боятся даже дышать - ибо музыка и резкий, холодный ритм слов вызывают в памяти образы того, что никогда и никому из них испытывать не доводилось. Сердца бьются в такт музыке; руки и ноги каменеют.
        Спокоен только менестрель - но это спокойствие сродни неподвижности канатоходца, замершего над пропастью и готовящегося сделать следующий шаг…
        «Сможешь ли ты жить дальше,
        Зная, что столько смертей
        Легли за тобою, отважный
        Искатель минувших дней?» -
        «Не для себя иду я;
        Я - мог бы жить и там.
        Те, кто пройдут - забудут,
        Но - выживут.» - «А ты сам?»
        Боль. Безнадежность. Рядом -
        И мочи уж нет терпеть,
        И тени поймали разум
        В свою ледяную сеть.
        Ногти впиваются в тело,
        И краток сомнений укол -
        Сердце в руках загорелось,
        Прогнав предсмертную боль.
        Короткий треск поленьев в камине, вырвавшаяся из пламени тучка золотистых искр - и у кого повернется язык назвать это совпадением?..
        Ветер за прочными стенами постоялого двора заводит свою заунывную, дикую песню, и (еще одно совпадение?) ритм ее странно походит на музыку черного менестреля. Тот вновь усмехается, если только эту смесь презрения, неверия и самоиронии можно назвать усмешкой, и продолжает свой рассказ…
        - Глядите! Да, путь ужасен,
        Но больше дороги нет!
        Да, крут он, нелегок, опасен,
        Но вот путеводный свет!
        Глядите же, люди мрака,
        Желающие огня:
        Не ждите иного знака,
        Он здесь, в руках у меня!
        Кровью горящее сердце
        Ночной разгоняет туман.
        Щиплет глаза, как перец,
        Поднявшийся ураган.
        Ватные, движутся ноги,
        И слабость приходит вновь;
        Капля за каплей, дорогу
        Во тьме отмечает кровь.
        В глазах начинает двоится; дым очага клубящимся маревом пробуждает ТУ, другую память - уходящую в прошлое не на годы даже, а на тысячелетия. Зал гостиницы становится призрачным, а надвигающаяся с севера черная стена ледника Великой Ночи - реальной.
        Почти реальной.
        Потому что создавшая картины былого музыка одновременно не позволяет позабыть об ЭТОЙ действительности…
        «Подвиг твой - притчею будет.» -
        «Дела мне нет до того.» -
        «Имя твое станут люди
        Превозносить сверх всего…» -
        «Не верю. Людская природа -
        Ценить только то, чего нет.
        И это позволит их роду
        Во тьме зажечь собственный свет!»
        Он, мертвый, ведет живущих
        Туда, где горит огонь,
        Где нету нужды в ведущих,
        Где жизнь - в любой из сторон;
        Туда, где Закон, не грезы,
        И ночью правит, и днем…
        А что на глазах его - слезы,
        Так знает о том только он…
        Плавным, перетекающим движением скользящего в траве аспида черный менестрель поднимается; пальцы его еще пробегают по струнам, однако мелодия становится тише, слов же и вовсе нет.
        Наваждение медленно проходит; а когда оно исчезает окончательно - с ним исчезает и менестрель.
        И лишь через несколько минут хозяин постоялого двора вспоминает, что этот певун так и не расплатился за ужин…
        Конец

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к