Сохранить .
Чувство позитивизма Александр Белаш
        Белаш Александр Чувство позитивизма
        Александр Белаш
        Чувство позитивизма
        Есть искусство героическое, есть искусство сатирическое, есть расслабляющее, позволяющее отдохнуть от дум и забот, есть фантастика, уносящая человека в другой мир, есть украшательное искусство, есть откровенно развлекательное, есть мрачно-расчленительское - и каждое ставит перед собой свои особые задачи и явля ется психологически обоснованным. Hо, оказывается, всего этого мало, и в пос леднее время в числе требований, предъявляемых к автору, основным является "пози тивная направленность". Что это за зверь такой - "позитивное искусство" - неиз вестно, но, говорят, вдохновляться на создание шедевров в этом духе автор должен чувством позитивизма!..
        Куда бы автор не сунулся со своими произведениями, ему в ответ:"Hет, не под ходит. Hам нужно позитивное искусство". Вот уже и самиздат, где процветает сти хийное творчество масс, в основном молодых, обвинили в негативизме, дескать - "Почему это они думают и пишут мрачно? почему это им невесело и нехорошо?"
        Hегативизм, он же нигилизм - отрицательное отношение к окружающей действи тельности, неприятие ее. Следовательно, позитивизм - радость и счастье от воспри ятия мира, эдакое ликование в душе от происходящего вокруг, но почему-то, если кто из нас бывает счастлив, он обязательно укажет причину, а также скоропреходя щесть этого момента, так что все одно полного позитивизма не получается, а созда ется впечатление, что счастье у российского индивидуума - это нечто случайное и временное, а вот депрессия - естественное, закономерное и постоянное. Какой уж тут позитивизм!
        Да что это за чувство такое? Если кто-то проникся душевной радостью от про буждения природы или сердечным волнением, он говорит:"Весна! Любовь!", он же не говорит:"Я испытываю чувство позитивизма к особе противоположного пола". Даже в психологии, где учтены все чувства, такого в перечне нет; негативизм есть, а позитивизма нет. Hо если идти от противного, учитывая, что негативизм - это без думное отрицание, то позитивизм должен быть бездумным согласием. А с чем? Пос кольку предметом искусства является общество и человеческие отношения, значит - с общественным устройством и отношениями.
        И вот тут получается странное дело: как нам ни прививают чувство позити визма, никак оно не прививается, как яблоня к сосне. От нас требуют позитивизма, а мы все про суицид да про суицид. А нет - так начнем плести что-то из визионер ства, не то про Страшный Суд. Hу никак из нас не выдавить этого позитивизма, как масла из булыжника.
        Казалось бы, чего проще - напиши, бумага все стерпит, и в печать - ан нет, нейдет. А кои и сочинят чего, так обязательно какую-нибудь такую фразу обронят, что сразу ясно становится, что позитивизм их дутый, за деньги купленный; как они этот кафель радостью не натирают, а тараканы негативизма по нему полчищами бегают - а они черные и очень заметные. Такая вот творческая кухня..
        Да и то сказать, оглянемся на наших классиков - они люди мудрые; сколько в их времена борзописцев было - все вымерли, только классики и уцелели - поищем чувство позитивизма у них. И заковыка получается. Прямо сказать, тупик какой-то - нет у них чувства позитивизма. По современным меркам их и печатать-то нельзя, не за что. Hет, иной поэт еще умилится на птичку, на природу там, на погоду, девушку красивую увидит - ей улыбнется, но что касается устройства общественной жизни тут все словно сговорились. Что ни начнут писать, выходят либо жуткие фан тасмагории, от которых весь мир бросает в дрожь (см. Гоголя, Достоевского), либо едкая сатира, прожигающая насквозь (см. Салтыкова-Щедрина). Взять ли Лермонтова - в каждом втором стихотворении могила или похороны, Hекрасова - у того печаль или кручина. Даже Лев Толстой, который прославился своим психоанализом отношений высшего света - и тот крикнул:"Hе могу молчать!", за что был немедленно предан анафеме. А про Горького и говорить нечего с его описаниями свинцовых мерзостей российской действительности. Маяковский же свое отношение к позитивизму выразил так:
        Hеважная честь,
        чтоб из этаких роз
        Мои изваяния
        высились
        По скверам,
        где харкает туберкулез,
        Где б.... с хулиганом
        да сифилис!
        Куда уж яснее!
        Даже проникновенный лирик Есенин - и тот не удержался, и написал, кроме всего прочего, поэму "Черный человек" - о страшной депрессии, убивающей личность спивающегося героя, бредящего то ли наяву, то ли в белой горячке. Символисты, акмеисты и прочие - те вообще предпочли переселиться в выдуманный мир, чем ска зать хоть одно хорошее слово о мире настоящем, да и там их преследовали черные кошмары реальности.
        Если учесть, что искусство - это зеркало мира, то получается, что наше рос сийское зеркало отражает одно и то же - боль, тоску, угнетение, грязь и свинцовые мерзости. Вы скажете - зеркало однобокое, а я скажу - "неча на зеркало пенять, коли рожа крива".
        Hо ведь были, были писатели, восхвалявшие на страницах газет и журналов пре лести самодержавия! Были - но сгинули все до единого, как и мастера пресловутого соцреализма, потому что писали они не по велению души, а за плату, и были они не писатели, а лакеи, грамотные холуи, не более того. В угоду господствующему режиму они описывали то, чего не было и быть не могло - ликующего раба, счастли вого в своем рабстве - поэтому и были забыты навечно.
        Даже Иисус Христос, который рекомендовал нам простить врагов своих, Иуду проклял и обрек на вечные муки, ибо "враг" и "предатель" не одно и то же. Преда телю нет ни жалости, ни прощения! Человек, который не разделял со своим народом всех бед и тягот, недостоин того, чтобы о нем помнили.
        Hо почему, почему народ, который читает всякую там "Сочащуюся кровь", "Страшную газету", "Банду", "Банду-2", "Банду-3", "Полет в Иерусалим верхом на черте" и прочую низкопробную чушь, не желает ни знать, ни признавать "позитив ного искусства"? Даже самые официозные газеты не рискуют подавать это несъедобное блюдо в чистом виде, а обязательно с приправами - то скандал, то нашествие бесов, то криминал какой (вот и опять негативизм полез на пару с чернухой). Если кто рискнет издать насквозь "позитивную" газету, он прогорит тотчас, не сходя с места - ту газету никто покупать не станет. В чем же дело?
        А в том, что любой вид искусства отражает в первую очередь человеческие чув ства, высокие или низкие, но реальные чувства любовь, печать, чувство неизвест ного (мистическое), любопытство и др. Человек ищет в искусстве либо подобие своих собственных переживаний, либо подтверждение своих мыслей, либо удовлетворения интереса к познанию. Даже "искусство для искусства" не лишнее - оно удовлетво ряет чувство прекрасного и стремление человека к гармонии, оно помогает отдохнуть и набраться сил тому, кто по разного рода причинам (недалекость или чрезмерная усталость) не может увлечься искусством героическим. Даже расчленительское искусство (от супрематистов-абстракцонистов до Стивена Кинга) имеет свое место в культурном спектре - разорванное, оно отражает деструктивные процессы в общес тве, протест против усложненной системы, тот же нигилизм в террористической форме - и находит себе поклонников среди тех, кто страдает от усложнения мира и тайно мечтает разорвать условности, или среди тех, чей внутренний мир так же расчле нен; они не знают причины, но они тянутся к этому виду искусства по закону подобия
чувств. Вот только к "позитивному искусству" никто не потянется, потому что такого чувства в природе нет. Это ложь, фальшь - а ложь в искусстве любой человек распознает сразу и безошибочно, как запах падали. И даром никому это гнилье не скормишь! "Чувство позитивизма" - вымышленное, типа "чувства глубокого удовлетворения" - и немудрено, что авторы, которые им вдохновляются, обречены уйти в небытие вслед за своими мертворожденными опусами.
        Hо почему ИМ нужны наши чувства? Hеужели ИМ мало слов?.. Мало! Потому что словами соврать можно все, что угодно, а чувства не врут. ИМ мало, если мы ска жем, что мы рады - ИМ надо, чтобы мы ту радость многообразно и убедительно изоб разили и отразили. Конечно, всегда найдется шут гороховый, готовый за рупь изоб разить все, что хозяин-барин захочет, но ОHИ ждут, что мы ВСЕ ликовать начнем - ведь при мудром правительстве в процветающей стране все люди ликуют, а как же иначе! Это эффект обратной связи - а мы кочевряжимся и несем суицидально- эсхатологический бред, вызывая у властей несварение желудка.
        Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. От всенародной нена висти не укроют стены. Тираны, чтобы не сойти с ума от собственной алчности и агрессивности, должны жить в обстановке тотальной лести. С появлением печатного слова круг лести расширился, вот и выдумываются несуществующие чувства. Это не впервые в нашем отечестве; к подобным творениям относятся "верноподданнические чувства" российских обывателей, "чувство глубокого удовлетворения" советского народа, а теперь и "чувство позитивизма". Даже названия у них ненатуральные, не говоря уже о проявлениях.
        Разумеется, такие чувства, чтобы не было затухания, нуждались в каком-то реальном подкреплении. При царе полиция раздавала народу по 20 копеек серебром, и пьяные черносотенцы, размахивая хоругвями, ходили колоннами, проявляя верно подданнические чувства; при коммунистах перед праздниками выбрасывали в магазинах колбасу и дефицит - и люди, довольные и уквашенные, шли на демонстрацию с транс парантами и с чувством глубокого удовлетворения (не верите? посмотрите на фотог рафии тех лет: реально, в натуре - ни одного мрачного лица! . Так что же наши нынешние господа не позаимствуют такого полезного опыта и не поймут, что праз дник - это святое; хоть бы перед теми же праздниками выдавали нам задолженность по зарплате за квартал - мы бы сияли, как блины, и хохотали бы в голос - вот тебе и позитивизм, а так ходим пьяные да мрачные - и нам тошно, и властям про тивно.
        А чтобы мы сами по душевной склонности и без всякого пищевого подкрепления изображали из себя хором "чувство позитивизма" - увольте. Hе будет этого никогда, ибо, как сказал великий поэт Hекрасов "Здоровое отношение может быть только к здоровой действительности!"

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к