Сохранить .
Путь любопытства: глоссарий Анатолий Нейтак
        Путь Любопытства #5
        Справочные материалы к циклу.
        См. тж.:
        
        
        
        
        
        
        
        Путь любопытства: глоссарий
        Глава 1
        ПЛАНЕТЕРРА: МАГИЯ, СОЦИУМ И ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ
        Типовое РАСПОЛОЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ, связывающих тело и душу, у обычного человека:
        первый узел - сердечный;
        второй - парный ему лёгочный;
        третий - головной (район мозжечка);
        четвёртый - чресельный;
        пятый - печёночный;
        шестой - в левом бедре;
        седьмой - в правом бицепсе.
        Помимо семи основных, существуют 42 вторичных узла и 294 третичных (а всего узлов, да, семь в кубе - 343).
        РАНГИ ВОИНОВ растут от первого до седьмого, пропорционально числу основных узлов, уверенно ими перекрываемых. Делать это по порядку легче, чем в произвольном порядке; держать контроль даже при использовании воинских приёмов, в бою - сложнее кратно.
        Воины рангов 1 - 3 именуются растущими[в силе];
        рангов 4 - 5 - достигшими[успехов];
        рангов 6 - 7 - близящимися[к мастерству].
        О ПРИЁМАХ ВОИНОВ
        Малая семёрка имперского стандарта для растущих:
        * Усиление долгое и краткое;
        * Укрепление долгое и краткое;
        * Чуткость долгая и краткая;
        * Усиление лечебное.
        Все семь, по словам мэтра Кемвата, - фундамент, опоры Пути Силы. Это самая основа и каждый приём делает ровно то, что фигурирует в названии. Отдельного слова достойна только Чуткость, потому что оба приёма этого типа основаны на взаимодействии с внешним фоном. При долгой Чуткости практикующий Воин «просто» объёмно осязает всё вокруг, пассивно увеличивая обычную сенсорику грубоватым, но действенным аналогом аурного чутья. А вот при краткой как бы резко втягивает окружающую Природную Силу, порождая коллапсную волну фона, которая тут же пронизывает всё вокруг, проявляя даже скрытников и невидимок.
        Основной минус приёма: огромный объём одномоментно поступающей информации изрядно дезориентирует. Минус номер два: часто повторять Чуткость краткую не удастся просто технически, так как резко втянутую ПС надо превратить в свою прану - а та ПС, которая не превращена, ухудшает самочувствие, снижает контроль и даёт прочие побочки.
        Потом идёт большая семёрка. Тоже имперский стандарт, но для достигших:
        * Ускорение долгое и краткое;
        * Смещение прямое и обратное;
        * Волна;
        * Прикосновение;
        * Ощущение.
        От малой семёрки эти приёмы отличаются частным характером управления. Так, для Ускорения, что действует только на нервы, надо собрать прану в определённой системе тела, а не просто всём теле. Для Смещения надо менять плотность праны в разных частях тела, что позволяет, например, Укрепить кратко ударную конечность далеко за естественным пределом и крошить ею камень, как хлеб, либо принимать на неё полноценные удары зверодемонов-подавителей. Для Волны - то же, но не статически, а динамически: довольно опасный приём. Прикосновение - это реальный аналог фантастического (?) земного «касания отложенной смерти»: точечное вливание своей праны в чужое тело, желательно на пике выполнения Волны…
        Аналог (на Планетерре) реальный - и куда менее эффективный, конечно.
        Наконец, Ощущение: это самый сложный из приёмов большой семёрки, близкий даже не к приёмам, а комплексным навыкам. Для его практики надо делать то же, что для Чуткости краткой, но не всем телом, а (обычно) только головой и при этом контролируемо. В идеале небольшие, но почти постоянные волны Ощущения дают компромиссный вариант между тотальным, но очень уж мощным всеведением Чуткости краткой и подслеповатым, но зато постоянным усилением сенсорики от Чуткости долгой.
        Как вершина практики Воина, существуют три пиковых приёма для близящихся:
        * Уподобление;
        * Преображение лечебное;
        * Сохранение долгое.
        Все требуют не иного распределения праны в теле и не выплеска её, как Прикосновение. Для пиковых приёмов важно управлять качеством праны. При Уподоблении - маскируя. При Преображении лечебном - обращая часть праны ядом…
        И при Сохранении долгом - уплотняя за обычным пределом, добиваясь сохранения жизни за гранью возможного.
        «Без еды, без питья, без сна и отдыха. И - преображения. По сию пору полное погружение в Сохранение долгое на границе ближнего и среднего чернолесья… или даже в дальнем чернолесье… открывает Путь к конденсации Ядра Сути. Рискованный шаг для застрявших близящихся» Когда Воин конденсирует Ядро Сути, это переводит его в качественно иную категорию: Мастера Боя. Обычные люди способны на это лишь после седьмого ранга, но талантливые и клановые нередко справляются раньше. Наличие ЯС даёт доступ к специфической «магии», особенно если раскрывает стихийное сродство, позволяет применять уникальные приёмы и окончательно расширяет способности идущих Путём Конфликта за человеческие пределы.
        По числу оболочек ЯС деление таково:
        1 ранг - Мастер Начал;
        2 ранг - Мастер Основ;
        3 ранг - Мастер Сил;
        4 ранг - Мастер Земли;
        5 ранг - Мастер Небес;
        Превзошедшие пятый ранг окончательно утрачивают человечность, становясь скорее разумными зверодемонами, чем людьми (даже людьми с жирным плюсом).
        Идущие по ПУТИ МАГА не перекрывают основные узлы, а наоборот, раскрывают их шире, чем предусмотрено природой. В результате Природная Сила не задерживается в теле, становясь праной, а перетекает в душу и становится маной. Ценой ослабления тел маги достигают иного, спиритуального могущества.
        Развитая душа мага меняет своё качество и называется аурой. Уровни магов считаются по числу её оболочек. Свойства последних неоднородны; вместимость их, в зависимости от номера, квантуется пропорционально ряду натуральных простых чисел. Полностью сформированная внешняя оболочка вмещает 2 элементарных заклятья. Следующая - 3. Далее - 5, 7, 11, 13 и 17.
        Очень редко бывает так, что аура кандидата с самого начала достаточно развита, чтобы вместить хотя бы одно элементарное заклятье (обычно таким могут похвастать лишь клановые, да и то не все). Идущий по Пути Мага, уже обученный медитации восстановления маны, но не способный гравировать ни одного элементарного заклятья, зовётся новиком. Способный это сделать, маг нулевого уровня - старшим новиком. Полноценными магами нулевики не считаются.
        одна оболочка - младший ученик (1 уровень);
        две - старший ученик (2 уровень);
        три - специалист (3 уровень);
        четыре - эксперт (4 уровень);
        пять - подмастерье (5 уровень);
        шесть - мастер (6 уровень);
        семь - великий мастер, или грандмастер, или кратко гранд (7 уровень);
        Архимагами уважительно называют опытных, проживших не одно столетие грандов магии, достигших выдающегося мастерства в нескольких направлениях искусства чар.
        Возможности магов с каждым новым уровнем растут почти по экспоненте. Но сложность прорыва с каждым уровнем также возрастает экспоненциально. Поэтому мастеров магии на всё многомиллиардное человечество - лишь несколько сотен, а грандов - десятки.
        АЛХИМИЯ, АРТЕФАКТОРИКА И НЕМНОГО РИТУАЛИСТИКИ
        Для создания элементарного (нулевого) заклятия достаточно одного из 343 символов. Заклятья (матрицы) первого уровня состоят из пары символов, второго - из трёх, третьего - 4 - 5, четвёртого - 6 - 7, пятого - 8 - 11, шестого - 12 - 13, седьмого - 14 - 17.
        Уровень зачарований вполне соотносится с традиционным делением заклинаний на уровни. Простейшее и не особо эффективное - односимвольное: такое в самом начале первого тома описано («свежевальный нож с руной Острота»). Чуть сложнее - зачарование первого уровня, скомбинированное из двух рун («популярнейшее Лёгкое Рассечение»). Однако, коль скоро артефакторы и особенно ритуалисты не ограничены объёмом оболочек ауры, сложность рунных контуров, которыми они направляют ману, может превышать даже общее количество мистических символов, записываемое на ВСЕХ оболочках гранда.
        Из классификации несколько выбивается деление по классам сложности для пилюль, которые отверждают алхимики-конденсоманты. Лишь в первом приближении можно сказать, что пилюля, например, третьего класса сложности соответствует заклинанию третьего уровня. На практике класс сложности присваивается, скорее, пропорционально уровню и опыту мага, способного изготовить пилюлю. В частности, третий класс - это итог работы опытного эксперта магии или заурядного подмастерья, третий-плюс - пилюля, выходящая за пределы способностей экспертов (кроме, возможно, истинных гениев), четвёртый класс уверенно могут отверждать лишь опытные подмастерья, четвёртый-плюс и пятый - очень опытные и талантливые подмастерья, пятый-плюс для подмастерьев недоступен.
        От чего зависит класс сложности? Факторов тут несколько. Уровень зачарования - это основа, но к ней добавляется размер (пилюли поменьше отверждать сложнее: нужна более тонкая работа и лучшая сосредоточенность), структура чар, материал пилюли, количество разнородных компонентов (простейшие пилюли делаются из инертной основы и манопроводящей заливки, но иногда типов заливки нужно два, три и более), природа этих компонентов (работать с разжиженным камнем или металлами тяжелее, чем с тривиальной органикой) и другие, более специфичные моменты.
        МАГИЧЕСКИЕ ЗВЕРИ
        МЗ бывают двух типов: подавители (развивают телесные способности и уплотняют прану) и атрибутники (развивают духовные способности в ущерб физическим). У подавителей с самого первого уровня формируются и укрепляются Ядра Сути (ЯС); у вторых, соответственно, - Атрибуты. Последние можно описать, как сплав прановых и мановых структур, обычно усиливающий какое-либо природное свойство МЗ сверх естественных ограничений; по действию они отчасти подобны заклинаниям, а отчасти - приёмам Воинов.
        Даже МЗ с ЯС первого уровня уже может представлять нешуточную угрозу. Не всегда хорошо сработавшаяся группа людей-воинов первого ранга может гарантированно убить такого без потерь и ранений; в конце концов, обладать ЯС первого уровня может не только какая-нибудь черноклювая змеептица, что немногим опаснее индейки, но и, например, тигр. Или лось. Или ещё какой крупный зверь, далеко не беззащитный даже сам по себе и которого магия вдобавок дополнительно усилила.
        Что до опасности зверей-атрибутников, прогрессия исходящей от них угрозы почти так же крута, как в случае магов. В среднем они чаще и раньше, чем подавители, раскрывают стихийное сродство и нередко проявляют поистине взрывную мощь. Однако относительная уязвимость их тел остаётся ахиллесовой пятой атрибутников, поэтому считается, что звери разных типов, но одного уровня по степени опасности сопоставимы.
        Не считая индивидуальных наименований отдельных подвидов, среди людей имеется традиция именования «по нарастающей» от уровня к уровню. В этой системе МЗ первого уровня будет зваться не просто волком, а Жестоким Волком. Второго, соответственно, - Свирепым, третьего - Ужасным, четвёртого - Кошмарным.
        Примерно аналогично нарастает именование зверей со стихийным сродством: Инистый Волк, Снежный Волк, Морозный Волк, Ледяной Волк.
        Или: Змей Болезни, Змей Заразы, Змей Поветрия, Змей Чумы.
        Или: Орёл Дуновения, Орёл Ветра, Орёл Бури, Орёл Урагана.
        При описании МЗ с комбинированной стихией либо иными комплексными способностями наиболее развитые служат основой, побочные описываются прилагательными. Так, Варан Электрической Бури - это зверь, обладающий воздушными способностями третьего уровня, дополненными управлением электричеством; а Варан Ветровой Грозы - существо третьего уровня, у которого владение воздухом дополняет электрические способности. Подчас попадаются весьма экзотические сочетания талантов: Жаба Обжигающей Слепоты, Медведь Ядовитого Рёва, Паук Стремительных Иллюзий. Именно такие МЗ обычно имеют больше всего шансов прорваться за границу четвёртого уровня.
        МЗ, не важно, подавителей или атрибутников, уровня 5 и выше называют зверодемонами. Соответственно - младшими (5), старшими (6), древними (7), вечными (8), мифическими (9) и божественными (10).
        Ключевыми отличиями зверодемонов от МЗ первых четырёх уровней являются:
        - размеры и вес (от 13 пудов, т. е. 208+ кг, чаще от полутонны);
        - объём накопленной энергии (нижняя граница - как у подмастерий магии, от 838 у. е., чаще 1000+)
        - зависимость от фона Природной Силы (при недостатке - ослабление, при серьёзном дефиците, как в ближнем диколесье и более бедных зонах - смерть).
        О ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ
        Суточный цикл делится на день и ночь, разделённые потемнением и осветлением. В сутках 28 часов* (7?4), в году 12 месяцев по 28 дней (в каждом 4 недели по 7 дней) плюс 7 дней Рубежа Года (всего 343 или 7^3). Весь год небо сокрыто за плотным пологом туч, а день и ночь нормально сменяют друг друга. Но во время Рубежа Года тучи истаивают, открывая взорам ночное небо. Дни во время Рубежа не приходят, царят темнота и холод**… вернее, похолодание примерно до 5 - 10 градусов тепла. Этот период используется людьми для празднования взаперти. Считается, что дерзнувшего любоваться обнажённым небом настигает кара свыше.
        * В одном часе 49 (или 50, при упрощённом счёте) минут, в одной минуте 49 (50) секунд, которые длиннее земных в полтора раза.
        ** В остальное время - что днём, что ночью и на протяжении всех трёх четырёхмесячных сезонов - климат остаётся равномерно ровным, а температура (во всяком случае, на родине Мийола) держится в диапазоне от ? до ?? доли отрезка меж температурой замерзания и кипения воды, ближе к началу, конечно. Дождь идёт по ночам после третьего и седьмого дней недели, правда, его сила и длительность бывает различна. Самые сильные дожди выпадают во время второго сезона, самые долгие - третьего. Также в третьем сезоне регулярно случаются туманы, иной раз столь густые, что в пяти шагах уже ничего не различишь. Первый сезон относительно засушлив. С полей снимают по три урожая в год, по урожаю на сезон (зависит от агрокультуры).
        Территории Планетерры«вообще» делятся на белую, зелёную, жёлтую и красную зоны, в зависимости от плотности Природной Силы. Красная зона, в свою очередь, подразделяется на диколесье - ближнее, среднее, дальнее - и чернолесье, тоже ближнее, среднее и дальнее.
        Критерии различения:
        БЕЛАЯ ЗОНА - минимальная плотность ПС, предельно неблагоприятна для развития души и тела, не рекомендуется для проживания;
        ЗЕЛЁНАЯ ЗОНА - малая плотность ПС, возможна культивация черноклювых змеептиц и сбор клатового налога, неблагоприятна для развития души и тела;
        ЖЁЛТАЯ ЗОНА - средняя плотность ПС, умеренно благоприятна для развития души и тела;
        КРАСНАЯ ЗОНА:
        ближнее диколесье - свободно бродят магические звери второго уровня, внутри мировых узлов встречаются звери третьего уровня, высок шанс спонтанных магических мутаций у обычных (не магических) зверей, благоприятно для практики магов-специалистов и Воинов малых рангов;
        среднее диколесье - свободно бродят магические звери третьего уровня, обычная растительность вытесняется магической, благоприятно для практики и прорыва магов-экспертов и Воинов средних рангов;
        дальнее диколесье - свободно бродят магические звери четвёртого уровня, внутри мировых узлов встречаются младшие зверодемоны, благоприятно для практики и прорыва подмастерьев и Воинов-близящихся (6 - 7 ранг), а также Мастеров Боя малых рангов;
        ближнее чернолесье - младшие зверодемоны свободно бродят по земле, не привязанные к мировым узлам, а внутри собственно узлов можно встретить старшего зверодемона, благоприятно для практики и прорыва мастеров магии и Мастеров Боя средних рангов (Сил и Земли), большинство Рубежных Городов воздвигнуты здесь;
        среднее чернолесье - старшие зверодемоны бродят свободно, встречаются древние;
        дальнее чернолесье - у начала древние зверодемоны бродят свободно, часто встречаются вечные, а где заканчивается оно - людям неведомо.
        СОЦИУМ: ЛЮДИ
        Помимо деления на обычных людей, Воинов и магов нельзя обойти деление по происхождению. Под этим углом есть простые люди - и клановые.
        Исторически все кланы делятся на волны. Божественные кланы, возникшие ещё до формирования Империи (ныне им нечем похвастать, кроме своей божественности, да и самих их осталось полторы штуки). Мифические кланы, ровесники основания Империи (две с половиной штуки, лишены влияния). Древнейшие, возникшие в период имперской экспансии (этих тоже осталось мало и влияния у них обычно не густо, но их кровь самая ценная). Древние, сформированные в эпоху расцвета, старшие - эти возникли в эпоху упадка, младшие кланы, рождённые после падения Империи.
        И поскольку весь мир крутится вокруг числа 7, выделяют ещё юные кланы. Для признания такового требуется, как самый минимум, три поколения, проявляющих сходные способности, что показывает какую-никакую стабильность генетической линии.
        Имеется стандарт именования членов клана; обычно это префикс, занимающий место между личным и клановым именем. Однако полную строгость в этом плане блюдут, как правило, древнейшие, древние и особенно старшие кланы, потому как имперское о статуте кланов уложение - которое регламентирует в том числе стандарты обращений - это документ времён экспансии.
        Суффиксы:
        -рен - суффикс магического клана;
        -йид - суффикс воинского клана;
        -мор - суффикс нейтрального клана;
        Префиксы:
        юс - глава клана;
        юсти - кровный потомок главы до малого совершеннолетия. Применяемый в отношении не прямых кровных родичей, вроде племянников - лесть; в отношении дальних кровных родичей, вроде пятиюродных дядьёв через куму сватьи - либо наглая лесть, либо ласка;
        ян - принц/наследник клана, «в коем кровь сильна»;
        инь - принцесса/наследница клана, «в коей кровь сильна»;
        эн - мужчина из клана, «в коем кровь проявлена»;
        ань - женщина из клана, «в коей кровь проявлена»;
        ул - мужчина, не проявивший даров крови;
        уль - женщина, не проявившая даров крови;
        сум - мужчина, принятый в клан через брак;
        ори - женщина, принятая в клан через брак;
        лат - потомственный член малого рода в составе клана;
        хари - доверенный слуга, приёмный член клана, не связанный кровными узами.
        Дополнение, про префиксы имён/фамилий, не относящихся к кланам:
        то - принадлежащий определённому торговому дому. Например, Ольес то-Хиврайн;
        ил - принадлежащий определённой Школе Боя. Да, ил-Стахор при знакомстве так и не назвал Мийолу личное имя! Только школу и должность. Пренебрежение во все поля;
        вис - принадлежащий определённой семье. Обычно используется землевладельцами;
        эр - принадлежащий магической гильдии. Например, эр-Миткачо;
        аун - имеющий гражданство определённого города либо родившийся в нём.
        Юридические статусы:
        1 класс = обычный человек: крестьянин, простой ремесленник, чиновник начального ранга;
        2 класс = Воин-растущий (1 - 3 ранги), ученики и специалисты магии, старейшины, мастера ремесла, чиновники средних рангов;
        3 класс = Воин-достигший (4 - 5 ранги), эксперты магии, чиновники высоких рангов;
        4 класс = Воин-близящийся (6 - 7 ранги), чиновники высших рангов;
        5 класс = Мастер Начал, Мастер Основ, подмастерья магии;
        6 класс = Мастер Сил, Мастер Земли, Мастер Небес, мастера магии;
        7 класс = грандмастера магии.
        СПИСОК КЛАНОВ(пополняемый, во избежание спойлеров урезанный):
        ПАВЕРЕН - древний магический клан. Печать Крови при проявлении даёт сигил в ауре, проявляющий свойства скрытность, ускорение. Третье-четвёртое свойства не регламентированы, но у главной ветви это проникновение и разрушение. По заслугам имеет репутацию клана убийц. Внешний генный маркер - чёрная кожа и астеническое телосложение.
        ЭЛАССАРЕН - древний магический клан. Печать Крови при проявлении даёт сигил в ауре, что начинается со свойства расширение. Славится множеством ветвей.
        КОРДРЕН - древний магический клан. Печать Крови при проявлении даёт сигил в ауре, что начинается со свойства связанность. Для главной ветви дополнено ограждением, приращением. Для шестой младшей - только приращением. Генный маркер - трёхцветные волосы, причём свой цвет есть у каждого свойства сигила; в обычно каштановых шевелюрах в зависимости от пути его развития проявляются пряди новых оттенков. Связанность - чёрная, приращение - рыжее.
        СЛИРРЕН - древнейший магический клан. Эн- и ань-Слиррен определяются по наличию в ауре сигила со свойствами жизнь, прирост, течение. Для ян- и инь-Слиррен набор дополняется также управлением, усилением. Считаются лучшими целителями, что вполне объяснимо. Внешний генный маркер - зелёные волосы.
        ФАДОЙРЕН - неизвестный магический клан. Известно лишь, что мастер школы Пламенного Призыва, Ингерия ань-Фадойрен, была рождена в нём более 300 лет назад… и соответствовала клановой норме средне.
        ХАДОХАДОЙИД - старший воинский клан, не выделяющийся фактически ничем, кроме давно состоявшегося захвата ряда земель… и претендующий на владение Жабьим Долом. Дары крови ограничиваются наследуемыми особенностями внешности, Мастеров Боя на описываемый момент в клане лишь трое.
        СТАГЛОРЕН - младший магический клан из числа латифундистов, имеющий серьёзное влияние в районе порта Даштрох при впадении в Междуземное море реки Аккаль. Дар крови - а может, и тайная техника - управление кровью в широких пределах (клановая школа Бегучей Крови). Генный маркер - соломенные с золотом волосы и изумрудно-зелёные глаза.
        ВАЛТАРРЕН - младший магический клан, влиятельный в Хорридоне. Дары крови состоят в слегка повышенной толерантности к зельям с ускоренным выведением их метаболитов. Внешний генный маркер - сросшиеся брови и узкое «щучье» лицо.
        КСОРИРЕН - старший магический клан, доминирующий в Хорридоне и его окрестностях. Дар крови - способность значительно снижать потери при заимствовании чужой праны… и ещё (для себя, не для доноров) сильно смягчать постэффекты такого заимствования. Внешний генный маркер - ярко-жёлтая, практически золотая кожа.
        ВЕРЕЙИД - младший воинский клан, известный скорее скандальными эротическими поэмами Кассафирины ань-Верейид, чем какими-то иными заслугами. Генных маркеров нет.
        САККАМОР - древний нейтральный клан. Наследие крови - «мягкая» прана. Генные маркеры - смуглая кожа и синие глаза.
        ТАМАРЕН - древний магический клан. Дары крови таинственны, но определённо связаны с низкими температурами. Ходят слухи, что Тамарен - родня элементалям с дальнего стихийного плана, Льда… либо как-то обретают часть их свойств. Генный маркер - голубые кожа и глаза.
        РАФСАЙИД - старший воинский клан из окрестностей Хорридона. Все его члены, в коих кровь проявлена и тем более в ком сильна, без различия пола обладают гипертрофированной скелетной мускулатурой. Практически как у бодибилдеров. Это разом и дар крови, и внешний генный маркер.
        ХОТАЙИД - младший воинский клан с полуострова Чошт. Наследие крови - а может, просто особая техника - воинский приём, позволяющий дозированными вливаниями своей праны рушить контроль праны противника. Генный маркер - чёрные радужки глаз и золотящиеся белки.
        ЛЕРЕЙИД - младший воинский клан с берегов Мутного залива, кровник Стаглорен. Наследие крови сходно с таковым у Валтаррен, т. е. повышенная сопротивляемость токсичным влияниям зелий. Внешний генный маркер - усиленный плечевой пояс и удлинённые (примерно до колен) руки.
        ДУМАРТРЕН - младший клан с берегов Мутного залива, кровник Стаглорен. Обладают «вязкой маной», что в свою очередь незначительно повышает резерв и облегчает чародейство с постоянными эффектами. Внешних генных маркеров и специализированной школы магии нет.
        СКОНРЕН - младший клан с берега Мутного залива, условно нейтральный к Стаглорен. Внешний генный маркер - высокий рост в сочетании с астеническим телосложением и золотые радужки глаз.
        НИДОМОР - младший клан с берега Мутного залива. Уничтожен в войне со Стаглорен.
        ГЕДРАСЙИД - младший клан с берега Мутного залива. Кровники Лерейид. Очень хороши в приёмах на основе Укрепления, выносливы, массивны. Наследие крови неизвестно, внешним генным маркером служит ярко-красная, близкая к алому, кожа.
        ФАЛУШМОР - старший клан с берега Мутного залива. Враждебны ко всем соседям, кроме Думартрен, с которыми два-три раза в каждом поколении заключают брачные союзы (в пределах магической ветви, что также обладает «вязкой маной» - только раза в полтора более вязкой, чем у Думартрен). Ветвь Воинов отличает «текучая прана», существенно повышающая регенерацию и кратно облегчающая Усиление лечебное. Внешний генный маркер обеих ветвей - слабо выраженный ромбовидный серый с белым узор на коже, напоминающей чем-то змеиную, а также специфический, но довольно слабый запах, отчасти даже приятный; при этом кожа клановцев лишена волосяных луковиц везде, кроме век и иногда бровей.
        О человеческом этикете
        Сложен и запутан. Чего, впрочем, и следует ждать от общества фактического неравенства.
        Иерархия обращений, от нейтрального к максимально почтительному:
        * уважаемый - нейтральная уважительная форма. Применяется очень широко;
        * глубокоуважаемый/многоуважаемый - усиленная, но всё ещё нейтральная уважительная форма. В основном используется в официальной обстановке в адрес слегка превосходящего статусом. Например, так может назвать Воин середины четвёртого ранга другого Воина четвёртого ранга, если второй находится на его пике. Либо если второй выиграл спарринг;
        * почтенный - стандартная уважительная форма, но лишь в адрес вышестоящих. Если так называют ровесника сопоставимой силы, обращение льстиво. Или - при паритете личных сил - говорит о разнице в статусе кланов, фракций, союзов, пр. В качестве обращения к общности (как пример: «почтенные гости», «почтенная публика», др.) применяется очень широко;
        * достопочтенный - усиленная уважительная форма. Подразумевает серьёзную разницу в возрасте с названным, к ровесникам применима в порядке исключения;
        * чтимый - сокращение от нижеследующей формы. Специализированное обращение, как правило, неприменимо в официальной обстановке. Применяется к старшим родственникам, либо к командирам в предбоевой ситуации, либо к супругу/супруге;
        * высокочтимый - максимально уважительная форма. Используется в официальной обстановке либо в адрес того, кто превосходит говорящего и возрастом, и статусом, и силой;
        Обратная пирамида обращений, от лёгкого пренебрежения к максимальному:
        * малоуважаемый - почти нейтральная форма. То есть как бы и уважаемый, но мало! Имеющий значимость, но невысокую;
        * услужающий - умеренно уничижительная форма, чаще всего используется в третьем лице («чем этот слабый услужающий может помочь достопочтенному посетителю?»). Личная значимость выводится за скобки, уважения, даже малого, услужающий не получает. Но как исполнитель функции полезен;
        * ничтожный - при разнице статусов как с высокочтимым, только наоборот.
        Выражение отрицательной значимости передаётся уже через оскорбления.
        Многообразны нейтральные и условно-нейтральные обращения. В частности, к клановым обращаются, применяя префиксы, что сами по себе подчёркивают их статус. К Воинам принято обращаться, в зависимости от примерного уровня их опасности, «растущий», «достигший», «близящийся». При этом вполне нейтральное, не затрагивающее личные успехи обращение для Воинов семи первых рангов - Воин, для пяти мастерских - Мастер. Разумеется, ничто не мешает сочетать (особенно в спокойной обстановке) профильные с обращениями стандартного вида: почтенный достигший, ничтожный растущий, высокочтимый Мастер Основ и пр. под.
        К магам нейтрально обращаются по достигнутым ими уровням: «ученик», «специалист», «эксперт», «подмастерье» и пр. с добавлением личного имени либо же прозвища. Кстати, наличие официально признанного прозвища приподнимает статус мага в сравнении с теми, кто выделиться не смог. Также допустимо именование магов по практикуемой школе либо направлению («Сираму - подмастерье [школы] Ледяного Танца», «эксперт-призыватель Хантер»). А вот если про мага говорят, что он из такой-то гильдии или такой-то семьи, это близко к пренебрежению. То есть твоя гильдия либо семья - это да, а вот сам ты в отрыве от них…
        Разумеется, распространены обращения по занимаемой должности. Но лишь тогда, когда требуется подчеркнуть социальный статус. Порой обращение по должности бывает комплиментом. Порой - скорее оскорблением.
        Обычное уважительное обращение к агентам торговых домов - безличное, с префиксом то- (например, то-Закрис). Официальное полное обращение к гражданам Рубежных Городов - «гражданин белого/синего/серого списка [имя]», часто сокращаемое до простого «гражданин». К урождённым гражданам применяют префикс аун- (например, аун-Лагор), притом они «немного равнее» гражданство купивших. Также к гражданам обращаются с заменой: серосписочного могут, не оскорбляя притом, назвать малоуважаемым гражданином, а того, кто из белого - почтенным гражданином. Достигших неких личных успехов не силового свойства - например, чиновников магистрата, и/или обладающих признанной профессиональной компетенцией, и/или получивших высшее образование - именуют «мэтрами». Как с добавлением личного имени, так и без оного.
        Также подобное обращение - популярнейший субститут более формального именования, когда пресмыкаться перед вышестоящим не хочется либо нельзя, а оскорбить прямо нельзя тем более. Пример из текста - Севелад то-Закрис, именующий мэтром Ольеса то-Хиврайн. Хотя тот старше годами, имеет личную силу как маг-эксперт и выше статусом, то есть самый что ни на есть настоящий высокочтимый Ольес.
        Невербальные этикетные жесты:
        прямые поклоны - многообразны и требуют отдельного описания подвидов. В общем случае почтительность поклона пропорциональна его глубине, вышестоящий вправе заменять поклоны кивками, тоже разной глубины;
        обратный поклон Спутницы: левая рука на запястье правой, кисть правой касается верха груди слева, голова немного задирается, сдвигаясь назад. При выполнении рекомендуется прищуриться, а то и зажмуриться. Символизирует трепет перед блеском предстоящей персоны.
        шамис, или поза покорности: сжатые в кулаки руки скрещены за спиной, сама спина опущена в прямом наклоне параллельно земле, шея открыта. Обозначает готовность принять суд высокочтимого. Принявший шамис обязан молчать.
        лиссаат, или приветствие высокочтимого: спина опущена в прямом наклоне параллельно земле, руки скрещены на груди. Как послабление, при необоримой слабости, вызванной ранением, болезнью либо возрастом, руки можно упирать в колени. Принявший лиссаат обязан молчать.
        чокха, или чествование высокочтимого: поза на корточках, руки также скрещиваются на груди, голова опущена - но спина при этом прямая. Из чокха выполняются поклоны уважения и произносятся речи.
        уманис, или почтительные извинения: одна рука, сжатая в кулак, за спиной, как при шамис, ведущая в раскрытом виде прижата к груди. Для левшей положение рук в этом поклоне, таким образом, зеркально. Торс отклонён от вертикали как минимум на сорок градусов, как максимум - на восемьдесят. От принявшего уманис допускается речь и поднятие взгляда, но не выше, чем на грудь того, перед кем склоняется извиняющийся.
        СПИСОК ПЕРСОНАЖЕЙ(в порядке появления в тексте, пополняемый, во избежание спойлеров урезанный):
        /том 1/
        Мийол из Жабьего Дола - маг-призыватель, протагонист.
        Эшки (низ. «серая») - Серокрылый Филин, магический зверь-атрибутник третьего уровня. Свойства её Атрибута, передавшиеся Мийолу при братании в первом рассказе: скрытность, связанность. Третье, не передавшееся свойство: испуг.
        Ригар - приёмный отец Мийола, маг второго уровня, ремесленник (был бы выше уровнем, мог бы зваться артефактором).
        Килиш - старший (на три года) брат Мийола, также приёмный. Воин первого ранга.
        Васаре - младшая (на полгода) приёмная сестра Мийола, маг второго уровня. Учится ремеслу у Ригара.
        Орлем, Кут, Ферин, Сальг - компашка, с которой обычно таскается Килиш. Тоже Воины, тоже перворанговые, кроме Орлема (этот достиг второго).
        Гвором - Старший (т. е. наставник и командир ополчения) родного селения Мийола (Жабьего Дола). Воин пятого, как минимум, ранга и по факту сильнейший на день пути вокруг, начальник Охотников.
        Элмос - лидер квада Охотников из Хурана, Воин четвёртого ранга.
        ил-Стахор - восьмой старшина Стражей Стены Хурана, Воин четвёртого ранга. Личное имя не упоминалось.
        Тондрас - молодой, бородатый, басистый лидер квада конвоя. Воин второго ранга.
        Гелет - член квада Тондраса, также второй ранг.
        Зунг - второй после Эшки партнёр Мийола, Свирепый Двурог. Живой таран весом - поначалу - 30 пудов (480 кг).
        Шак - алурина. Видовое умение исчезновения развито до второй ступени (неощутимость для взгляда и слуха), в неподвижности - почти третьей (сокрытие запаха).
        Круглый - бывший Воин, текущий ранг около тройки-четвёрки, держатель гостиного дома «Приют Утомлённых» в Лагере-под-Холмом.
        Улуг - алурин неопределённого уровня, маг-торговец в Лагере-под-Холмом.
        Меченый - маг, второй уровень, компаньон чёрного гнома Симтана, торговец в лавке «Артефакты чёрных гномов».
        Кулак - воин четвёртого ранга на границе с пятым. Сильнейший боец банды своего имени.
        Башка - воин второго ранга, мозговой центр банды своего имени.
        Кавилла - маг четвёртого уровня, мистический алхимик и целитель. Сестра Сеины (ст.)
        Сеина - маг четвёртого уровня, мистический алхимик, иллюзионист. Сестра Кавиллы (мл.)
        Чалка - Воин 2 ранга из банды Башки.
        Копытень - Воин 2 ранга из банды Башки.
        Рикс - Воин 1 ранга из банды Башки: «жилистый паренёк лет шестнадцати, смуглый, кареглазый брюнет».
        Ящерица (Ящерка, Щерка) - Охотница из Подземья.
        Ригг Пахарь - Воин 4 ранга из банды Шкуродёра.
        Пальчик - Воин 2 ранга, ученик Ригга.
        Сираму ори-Тамарен - Око Лагора в Лагере-под-Холмом. Подмастерье (маг пятого уровня) школы Ледяного Танца.
        Цорек - слуга Сираму, Воин шестого ранга.
        Ррасуэши, дочь Ахиссаа, вторая Атроосси, урождённая Уарис из Ирришааха - алурина, говорившая с Хантером о помощи Лагерю-под-Холмом, мать десяти мальчиков и восьми девочек.
        Чидвар - гном, гражданин Сорок Пятого Гранита.
        Суртанто - гномка, тридцатилетняя внучка Чидвара.
        Цепкий, Точный, Сильный, Малый - «обезличенные» роли-прозвища гномов патрульной четвёрки, происходящие от названий пальцев ладони (по-человечески это будут, соответственно, большой, указательный, средний+безымянный, мизинец).
        Кортегано (тётя Корте) - гномка, мейстрина алхимии (в перспективе - магистрина), прикомандированная к девятому форту четвёртой оборонительной сферы вокруг Сорок Пятого Гранита.
        Гортун Третий из Косиртолута - гном-торговец, знакомый Чидвара.
        Севелад то-Закрис - агент торгового дома Закрис в Лагере-под-Холмом.
        Ниру - маг-специалист, помощник оценщика дома Закрис
        мэтр Ольес - глава отделения торгового дома Хиврайн в Лагере-под-Холмом.
        Закрон Чалый - Воин пятого ранга, бандитствующий Охотник.
        Акси Кулич - специалист школы Тихого Яда, ядовар банды Закрона.
        Кирфохира Шило - Воин четвёртого ранга, постоянная любовница Закрона, член банды.
        Теп Колпак - Воин четвёртого ранга, замлидера при Закроне.
        Этцин Гроб - Воин четвёртого ранга, цепной пёс Закрона.
        Хитолору Ахтрешт Наус aka Старик Хит aka Щетина - подмастерье школы Безграничного Призыва. Хешат по национальности.
        Зекер - первый заместитель Гворома, 35-летний Воин четвёртого ранга.
        Шагрусс - второй зам. Гворома, 50-летний Воин четвёртого ранга.
        Воллест - член круга старейшин Жабьего Дола за номером два.
        Кисарле Сварливая - первая старейшина Жабьего Дола.
        Улас - Воин третьего ранга.
        Фирг - Воин третьего ранга.
        Ливеранне и Скайда - Воины второго ранга.
        /том 2/
        Роам Дасс - младший помощник диспетчера воздушного порта Хорридона.
        Кулукс эн-Валтаррен - замначальника по основным вопросам того же воздушного порта.
        Венорид аун-Хорридон, он же Седоус - книготорговец со связями и букинист.
        Аммар Кутёпа - уличный мальчишка.
        Сили - подруга Кутёпы.
        Цеввин лат-Валтаррен - личный слуга Закрона ян-Валтаррен.
        Закрон ян-Валтаррен - второй наследник клана.
        Мерита то-Барроз - наёмный консультант-посредник.
        Трашши уль-Саккамор - Мастер Начал, приехавшая в Хорридон по семейным делам… как она сама утверждает.
        Ламина инь-Ксорирен - первая наследница своего клана.
        Эрзигат - независимый алхимик, повязанный долгами с кланом Валтаррен.
        Мэтр Совор - глава хорридонского отделения торгового дома Щусс.
        Иэнкасия - заместитель Совора, маг-специалист.
        Инэа инь-Рафсайид - Воин четвёртого ранга.
        Ассиле - услужающая из дома удовольствий господина Ишеззара, что в Хорридоне.
        Кривоног - продавец пирожков в порту Даштроха.
        дядя Батт - благообразного вида бандит среднего звена из порта Даштрох.
        Саатид - мальчишка на побегушках у Клиакки (даштрохского землячества курасов).
        Лиэвен Саакичади шо Оллам - старейшина землячества Клиакки.
        Зеакару Чиэле - внук Улааси Чиэле, мужчина лет тридцати с чем-то.
        Мииратош Саакичади - правнук Дваждыбородого, одиннадцать лет.
        Аллиз Неосимадо - племянница Улааси Чиэле, точнее, дочь её младшей сестры.
        Эонари Неосимадо - старшая внучка Аллиз.
        Сиашерен Неосимадо - младшая внучка Аллиз.
        Урма Две Насечки, она же Косточка, Воин четвёртого ранга, и
        Сулигон Красный Молчун, Воин пика третьего ранга - супруги-напарники из бортовиков Рифовых Гнёзд. Редкий пример сочетания предприимчивости с относительной честностью. Собственники нестандартной средней эй-лодки по имени «Скользящая в облаках».
        Иривой Акула - торговец и арматор из Рифовых Гнёзд.
        Хирип Колено - капитан эй-шлюпа «Мурена».
        Ланнат Раковина - старший сын Иривоя, около двадцати лет.
        Финнирд юсти-Стаглорен - младший внук старейшины Реммица ян-Стаглорен, подмастерья Бегучей Крови. Маг-специалист, возраст - немного за двадцать.
        Анноле ань-Стаглорен - регент клана, эксперт школы Бегучей Крови.
        Райвеза Выдумщица инь-Думартрен - подмастерье, годами сильно за 170.
        Иткирна инь-Стаглорен - семилетняя правнучка Реммица, маг второго уровня.
        Олгетт ян-Думартрен - сколько-то-юродный прапраправнук Выдумщицы, маг третьего уровня (специалист), одиннадцать лет.
        Симаравети ань-Думартрен - эксперт магии, двадцать шесть лет.
        Гарнатт эн-Хотайид - Воин пятого ранга, внук шестого старейшины клана.
        Варрихен эн-Хотайид - Воин четвёртого ранга, брат Гарнатта.
        Леймар Остронюх аун-Томберз - эксперт магии и алхимик на службе Хотайид.
        Зарг ян-Думартрен - подмастерье целительства. Девяносто три года от роду при внешности сорокалетнего.
        Итаж юсти-Фалушмор - правнук действующего главы Фалушмор, старший ученик, 9 лет.
        Калтахешт эн-Стаглорен - эксперт магии, четвёртый старейшина клана.
        Лигес ян-Сконрен - эксперт ритуалистики.
        Такодаре ань-Сконрен - эксперт алхимии, жена Лигеса.
        Оннуф ян-Гедрасйид - Мастер Начал и второй старейшина своего клана.
        Варринд ян-Гедрасйид - Воин на пике пятого ранга, внук Оннуфа.
        Радьеж лат-Думартрен - капитан «Синей Чайки», специалист-артефактор.
        Магрини ян-Хотайид - вторая старейшина, Мастер Начал, чуть старше ста лет.
        Адсулм ян-Хотайид - шестой старейшина, Мастер Начал, около семидесяти лет.
        Миркальх Трёхрукий - артефактор, эксперт магии при Хотайид.
        Севелад - младший сын Иривоя Акулы, Воин третьего ранга, 17 лет. Не путать с Севеладом то-Закрис! Просто имена одинаковые.
        Тфич Жжёный - морской Охотник, Воин четвёртого ранга, 44 года.
        Ниртальвог ян-Галифрен, он же Злой Угорь - почти шестнадцать лет, маг-специалист, один из наследников клана второй очереди.
        Клык - телохранитель Ниртальвога, Воин третьего ранга.
        Тётушка - ещё один телохранитель (?) Ниртальвога, только из внешних.
        Тинунса - родственница Ниртальвога, вышедшая из клана Галифрен со скандалом. Обладательница изрядно мутировавшего сигила. Она же - хозяйка и управляющая в заведении «Половина жизни», не вполне относящемся к домам удовольствий.
        Голова - бригадир ныряльщиков на тримаране (группа Галифрен, вторая линия) некого юного клана.
        Колпак - боцман на том же тримаране, Воин четвёртого ранга.
        Ну и на закуску, разбавить академизм…
        Обсценная лексика:
        блош - букв. «безымянное зло», ругательство на грани богохульства. Низкая речь, жаргон деклассированных.
        грыштха (искаж. кузур) - букв. «бесцельность» или «бессмыслица». Сравнительно мягкое гномье слово для ситуаций, дел и даже отдельных людей, не приносящих пользы.
        фрасс, (притяж. форма) фрассов (низ. речь) - букв. «грязь/мусор»; принижающее, пренебрежительное выражение в адрес кого-либо или чего-либо.
        апшим тас (курасик) - букв. «старый пердун». Весьма грубое выражение, ибо в культуре курасов почтение к пожилым культивируется чуть не до гипертрофии.
        пхур (низ. речь) - букв. жирная личинка навозника. Печально известна выделением при любом намёке на опасность редкостно вонючего секрета с прилипчивым запахом, по сравнению с которым протухшее дерьмо сойдёт за благовоние. Применительно к разумному - смертельное оскорбление. Употреблено Зекером в адрес Гворома… мысленно.
        хришш струшерк (алуро) - букв. «бритый насильно». А насильное бритьё у алуринов обычно используется для наказания, роняющего статус бритого. Называют так пойманных, уличённых и обесчещенных преступников. Употреблено Шак в адрес Рикса… не всерьёз. Ибо как можно обидеть подобными словами того, кто и сам регулярно бреется?
        йотц (банд. жаргон) - примерно то же, что лох или терпила. Может служить оскорблением.
        куганый (банд. жаргон) - букв. «стукнутый», калечный (на голову), тупорылый, дурной.
        рокт (банд. жаргон) - букв. «свинья». Почти что нейтральное - но всё же с толикой минус-отношения - название/самоназвание бандитов. При этом в случаях, когда бандитов роктами зовёт НЕ бандит, становится оскорблением.
        упасх (низ. речь) - женский первичный половой признак.
        уграж (банд. жаргон) - букв. «[магический] зверь». Обычно зверем - или даже Зверем - именуют субъекта, хоть и соблазнительного, но в куда большей степени опасного. Как среди снарков попадаются буджумы, так среди йотцев иной раз можно обнаружить угражей:)
        фуск (низ. речь) - всеядные насекомые вроде мух. Обычно под фусками понимают личинок - бледных, тупых созданий длиной примерно с фалангу-полторы большого пальца. Человеческая беднота повсеместно разводит фусков на мясо. Сравнение с фуском, само собой, не комплимент.
        хубров (банд. жаргон) - букв. «скользкий», не ухватистый, неудобный, раздражающий. Обычно этим определением выражают раздражение по поводу субъектов и объектов, превращая нейтральные слова в ругань. «Это не вино, а хуброва моча!», «хуброва крыса ты, а не друг!», пр.
        бреч (низ. речь) - мужской первичный половой признак.
        апшим суиг (курасик) - букв. «старая развалина». Не ругательство, просто выражение с толикой пренебрежения и самоиронии. Употреблено Лиэвеном в собственный адрес.
        ифар псыш (низ. речь) - букв. «жующий сопли», в переносном смысле - балбес, тупица, не способный обиходить самого себя идиот.

      
 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к