Библиотека / Фантастика / Зарубежные Авторы / СТУФХЦЧШЩЭЮЯ / Честертон Гилберт / Рассказы : " Преступление Капитана Гэхегена " - читать онлайн

Сохранить .
Преступление капитана Гэхегена Гилберт Кит Честертон

        Парадоксы мистера Понда #2

        Гилберт Кит Честертон Преступление капитана Гэхегена


        Необходимо признать, что многие считали мистера Понда скучным человеком. Он питал пристрастие к длинным речам - не от самонадеянности, а от старомодности литературных вкусов. Он бессознательно унаследовал манеру Гиббона, Батлера и Берка.[Гиббон, Эдуард (1737 - 1794) - английский историк. Батлер, Джозеф (1692 -
1752) - английский епископ. Берк, Эдмунд (1727 - 1797) - английский писатель, политический деятель и оратор.]Даже его парадоксы нельзя было назвать хлесткими. Правда, за хлесткость и блеск критики спуску не дают. Но мистеру Понду не гро зило столь страшное обвинение. Сказав (как это ни прискорбно, о большей части женщин, по крайней мере - современных): «Они так спешат, что не двигаются с мес та», он не претендовал на остроумие. Эта фраза и не казалась остроумной; она просто была странной и невразумительной. Женщины, к которым он обращался - в первую очередь леди Вайолет Варни,  - не находили в ней никакого смысла. Они счи тали, что, когда мистер Понд перестает быть скучным, он становится непонятным.
        Как бы то ни было, мистер Понд любил поговорить, и слава тому, кому удава лось прервать его. В данном случае лавры по праву увенчали чело мисс Артемис Эйза-Смит из Пентаполиса, штат Пенсильвания. Эта юная журналистка пришла брать у него интервью для газеты «Живой телеграф» по поводу таинственного дела Хаггиса, но не дала ему сказать ни слова.
        - Насколько я понял,  - начал мистер Понд несколько нервно,  - вашу газету интересует то, что многие называют «личным правосудием», а я называю убийством, хотя, принимая во внимание…
        - Бросьте,  - прервала его юная леди.  - Просто чудо… сидишь вот так, а рядом ваши государственные тайны…
        Продолжая свой монолог в том же телеграфном стиле, она ни разу не дала воз можность мистеру Понду перебить ее, зато постоянно перебивала себя сама. Каза лось, она никогда не закончит. И ни одна из ее фраз так и не была окончена.
        Все мы слышали об американских репортерах, которые силой вырывают семейные тайны, взламывают двери спален и добывают сведения бандитскими методами. Такие репортеры бывают. Но бывают и другие.
        Существует (или существовало, насколько помнится автору) немало умных людей, способных обнаружить умные проблемы. Мисс Эйза-Смит не принадлежала ни к тем, ни к другим. Она была маленькая, темноволосая и хорошенькая - ее можно было бы наз вать даже очень хорошенькой, если бы оттенок ее губной помады не наводил на мысль о землетрясении или о затмении солнца. Ее ногти, покрытые лаком пяти разных цве тов, напоминали краски в детском наборе акварели. И сама она была как ребенок - так же наивна и так же болтлива.
        Она сразу почувствовала к мистеру Понду дочернюю привязанность и рассказала все о себе. Ему же ничего не удалось ей рассказать. Не выплыли на поверхность мрачные тайны семейства Понд; остались нераскрытыми преступления, совершенные за дверью его спальни. Основной темой беседы было детство мисс Артемис в штате Пен сильвания; ее первые честолюбивые мечты и первые идеалы (как многие ее соотечест венники, она, по-видимому, отождествляла эти понятия).
        Она была феминисткой и вместе с Адой П. Тьюк боролась против клубов, пивных и мужского эгоизма. Она написала пьесу, и ей не терпелось прочитать ее мистеру Понду.
        - Что касается вопроса о «личном правосудии»,  - вежливо вставил мистер Понд,
        - мне думается, все мы испытывали искушение в отчаянные минуты жизни…
        - Вот-вот, мне отчаянно хочется прочитать вам пьесу, и знаете… Дело в том, что она ужасно, ужасно современная… Но даже самые современные авторы еще не додумались начать действие в воде, и потом…
        - Начать действие пьесы в воде?  - удивился мистер Понд.
        - Ну да… ведь это самое… ах, вы не понимаете! Я думаю, скоро все актеры будут выходить на сцену в купальных костюмах - кто из правой кулисы, кто из левой… Представляете? Не то что эта старая чепуха. А вот у меня они появляются сверху и сразу ныряют в воду… Эффектно, а? В общем, начинается так,  - и она стала читать очень быстро:
        - «Сцена. Море у Лидо.
        Голос Тома Токсина (над сценой). Внимание, ныряю…
        Токсин (в ярко-зеленом купальном костюме, ныряет сверху на сцену). Плюх.
        Голос герцогини (над сценой). Ну, от вас, кроме плюх, ничего не дождешься, разве что…
        Герцогиня (в ярко-алом купальном костюме ныряет сверху на сцену).
        Токсин (отфыркиваясь). Я хоть плюхнулся, а вы… И вообще…
        Герцогиня. Вот что, дед!»
        Она зовет его дедом, понимаете, как в той смешной песенке - ну вы знаете… Но они совсем молодые, конечно, и довольно… Вы понимаете… Только…
        Мистер Понд перебил ее мягко, но решительно:
        - Не будете ли вы так добры и не оставите ли мне рукопись, мисс Эйза-Смит? Или, может быть, пришлете с кем нибудь, чтобы я мог насладиться на досуге? На мой старомодный вкус, действие развивается несколько стремительно, и, мне кажется, никто почему-то не кончает реплик. Вы думаете, вам удастся убедить ведущих актеров нырять на сцену с высоты?
        - Конечно, старики упрутся!  - ответила она - Потому что… Ну не станет же прыгать ваша великая Оливия! Хотя она не так уж стара… и еще прелесть… только уж очень шекспировская!! Но я уговорила Вайолет Варни, она мне обещала, я дружна с ее сестрой… понятно, не то чтоб… и куча любителей пойдет… Этот самый Гэхеген хорошо плавает, и он уже играл… Он-то точно согласится, если Джоан будет!
        Лицо мистера Понда, до сих пор хранившее терпеливое и стоическое выражение, внезапно оживилось; он насторожился, и тон его стал серьезен.
        - Капитан Гэхеген - мой близкий друг. Он представил меня мисс Джоан Варни. Что касается ее сестры, которая играет на сцене…
        - Джоан она и в подметки не годится, правда? Хотя… - завела было мисс Эйза- Смит.
        Мистер Понд пришел к определенным выводам. Ему понравилась мисс Эйза-Смит. Она ему очень понравилась. А вспомнив о Вайолет Варни, английской аристократке, он почувствовал, что американка нравится ему еще больше. Леди Вайолет принадле жала к числу богатых дам, которые платят за право плохо играть, отнимая тем самым у бедных актеров возможность зарабатывать деньги хорошей игрой. Несомненно, она была вполне способна нырять на сцену в купальном костюме, и в любом другом кос тюме, и даже вообще без всякого костюма, только бы попасть на сцену и увидеть перед собой огни рампы. Она была вполне способна участвовать в нелепой пьесе мисс Эйза-Смит и нести такой же вздор о современной женщине, независимой от эго иста мужчины. Но между ними существовала разница, и не в пользу высокородной Вайолет. Бедная Артемис следовала дурацкой моде потому, что была журналисткой и добывала средства к жизни тяжелым трудом, а Вайолет Варни лишала заработка дру гих. Обе говорили в одной манере - нанизывая незаконченные фразы. Как полагал мистер Понд, именно такой язык, и только такой, мог быть по праву назван лома ным. Но
Вайолет обрывала фразу, словно изнемогая от усталости; Артемис - от избытка энергии, торопясь начать следующую. Да, было в ней что-то - наверное, вкус к жизни, который отличает американцев при всех их недостатках.
        - Джоан Варни - душечка,  - продолжала Артемис,  - и, честное слово, ваш друг Гэхеген тоже так думает. Как вы считаете, выйдет у них что-нибудь? Он странный парень, знаете ли…
        Мистер Понд не отрицал. Капитан Гэхеген, блестящий, неутомимый и нередко невыносимый светский щеголь, был странным во многих отношениях. И самой странной его чертой была привязанность к столь непохожему на него, педантичному и проза ическому мистеру Понду.
        - Говорят, он прохвост,  - заявила простодушная американка.  - Не думаю… Но, конечно, он - темная лошадка. И обхаживает Джоан Варни, правда? А впрочем, гово рят, он влюблен в великую Оливию - вашу единственную трагическую актрису. Только уж очень она трагична!
        - Дай Бог, чтобы ей не пришлось участвовать в настоящей трагедии,  - сказал Понд.
        Он знал, о чем говорит. Но у него не было и отдаленного предчувствия той ужасной трагедии, в которой Оливии Февершем предстояло участвовать не далее как через сутки.
        Просто он хорошо знал своего друга-ирландца; и потому ему нетрудно было представить себе даже то, чего он не знал.
        Питер Патрик Гэхеген жил современной жизнью, может быть, слишком современ ной; он увлекался ночными клубами и автомобильными гонками; он был еще молод; и все же он словно явился из прошлого. Он принадлежал к тем временам, когда увле кались байроническими героями. Уильям Батлер Йейтс писал: «Романтики ирландской больше нет. Она в могиле, где лежит О'Лири»;[Йейтс, Уильям Батлер (1865 - 1939)
        - известный ирландский поэт. О'Лири, Джон (1830 - 1907) - ирландский журналист и историк.]но он не встречал Гэхегена, который еще не ушел в могилу. Питер был связан со стариной сотнями нитей. Когда-то он служил в кавалерии; однажды был избран в парламент и выступал там, как старые ирландские ораторы, говорившие длинными, закругленными периодами. Как все они, он почему-то любил Шекспира. Исаак Бетт уснащал свои речи отрывками из шекспировских пьес. Когда говорил Тим Хили, шекспировские строки казались частью застольной беседы. Рассел из Килоуэна никогда не брал в руки других книг.
        Подобно им, Гэхеген поклонялся Шекспиру в духе XVIII века, в духе Гаррика. Бетт, Исаак (1813 - 1879) - ирландский юрист и общественный деятель. Хили, Тимоти Майкл (1855 - 1931) - ирландский политический деятель. Рассел, Чарльз (1832 - 1900) - английский юрист и политический деятель. Гаррик, Давид (1717 -
1779) - английский актер и театральный деятель.]Но в его понимании Шекспира было немало языческого. Понд считал вполне возможным, что у Гэхегена роман с Оливией (как и с любой другой женщиной). В этом случае катастрофа казалась неизбежной. Оливия была замужем, и муж ее не принадлежал к числу покладистых людей.
        Фредерик Февершем был актером-неудачником. Хуже того: некогда он был удач лив. Теперь театральная публика забыла его; зато его отчетливо помнили в судах. Он был еще довольно красив, хотя изрядно потрепан - темноволосый угрюмый чело век, прославившийся постоянными тяжбами. Февершем подавал жалобы на своих сопер ников по сцене и на антрепренеров, и на всех других, припоминая им чрезвычайно спорные давнишние обиды и мелкие несправедливости. С женой, которая была много моложе его и много талантливей, он еще не вел тяжбы. Впрочем, его отношения с ней были гораздо более далекими, чем отношения с поверенным.
        Февершем слонялся по судам, защищая свои права, а за ним как тень следовал его поверенный - некий мистер Льюк из адвокатской конторы «Мастерс, Льюк и Мас терс», молодой человек со светлыми прилизанными волосами и застывшим деревянным лицом. По этому застывшему лицу никак нельзя было узнать, что думает он о рас прях своего клиента и удается ли ему хоть в чем-то его сдержать. Во всяком слу чае, он хорошо защищал интересы Февершема и сделался его собратом по оружию. Понд был уверен в одном: ни Февершем, ни Льюк не пощадили бы Гэхегена, если бы этот легкомысленный джентльмен оказался в чем-либо виновным. Однако развязка была еще хуже, чем он предполагал. Через двадцать четыре часа после беседы с журналисткой мистер Понд узнал, что Фредерик Февершем скончался.
        Как многие любители тяжб, мистер Февершем оставил в наследство сложный юри дический казус, который смог бы прокормить многих юристов. Не о плохо состав ленном завещании шла речь и не о сомнительной подписи, а об окоченевшем, мертвом теле, пригвожденном к земле, у самой калитки, рапирой с отломанным наконечником. Фредерик Февершем, ревнитель законности, пал жертвой величайшего, непоправимого беззакония. Он был убит у входа в собственный дом.
        Задолго до того, как собранные постепенно факты дошли до полиции, они стали известны мистеру Понду. Это может показаться странным, но были тому причины. Понд, как многие государственные чиновники, пользовался тайным влиянием в самых неожиданных сферах; его общественное значение основывалось на частных связях. Многие люди - моложе его и куда более видные - иногда относились к нему с благо говейным трепетом. Но чтобы объяснить все это, нужно бы провести читателя по лабиринту самого противозаконного свода законов. Первая весть о несчастье облек лась в будничную форму официального письма от известной адвокатской конторы «Мас терс, Льюк и Мастерс», авторы которого выражали надежду, что мистер Понд разрешит мистеру Льюку обсудить с ним некоторые вопросы, до того как дело попадет в полицию или в газеты. Мистер Понд ответил в том же официальном тоне, что будет счастлив принять мистера Льюка на следующий день, в таком-то часу. Потом сел и уставился в пространство, вытаращив глаза; некоторые из его друзей полагали, что такое выражение лица придает ему сходство с рыбой.
        Он успел уже продумать почти две трети из того, о чем собирался рассказать ему поверенный.
        - Откровенно говоря, мистер Понд,  - начал юрист доверительно и в то же время осторожно, явившись к нему на следующий день и усевшись по другую сторону стола,
        - откровенно говоря, обстоятельства данного дела, весьма тягостные сами по себе, могут оказаться особенно тягостными для вас. Ведь столь ужасному подоз рению подвергается ваш близкий друг, хотя в это и трудно поверить.
        Круглые глаза мистера Понда стали еще круглее, и рот его приоткрылся - совсем по-рыбьи, как сказали бы многие. Юрист, вероятно, решил, что его потрясла сама мысль о виновности друга. На самом же деле Понда поразило совсем другое. Он знал, что подобные фразы часто встречаются в детективных романах (которыми он нередко от души наслаждался, когда ему надоедали Берк или Гиббон). В его мозгу всплыли строчки, сотни раз встречавшиеся на страницах книг: «Никто из нас не мог предположить, что этот юный, очаровательный спортсмен способен на преступление» или: «Казалось нелепым связывать мысль об убийстве с именем блестящего и всеми любимого капитана Никлбоя». Он никогда не понимал таких фраз. Его ясному скепти ческому уму человека XVIII века они казались бессмысленными. Почему не может оча ровательный, светский джентльмен совершить преступление, как любой другой? Он был очень расстроен происшедшим, но все же не понимал подобного взгляда.
        - Я чрезвычайно сожалею,  - тихо продолжал юрист,  - но я вынужден сообщить вам, что, по данным частного расследования, произведенного нами, некоторые пос тупки капитана Гэхегена требуют объяснения.
        «Да,  - подумал Понд,  - поступки Гэхегена действительно часто требуют объяс нения. В том-то и трудность, только… Господи, как тянет этот человек!» Одним сло вом, вся беда была в том, что Понд очень любил капитана Гэхегена, но, если бы его спросили, способен ли его друг на убийство, он скорее всего ответил бы, что спо собен,  - гораздо более способен на убийство, чем на грубое обращение с кучером.
        Внезапно, с исключительной четкостью, Гэхеген возник в его сознании. Он увидел его таким, каким видел в последнюю их встречу. Широкоплечий человек быстро шагал по улице; темно-рыжие волосы беспорядочно выбивались из-под легко мысленно сдвинутого набок серого цилиндра, а за его спиной по вечернему небу плыли легкие пурпурные облака, невесомые и яркие, как его судьба. Да, очень легко простить Гэхегена; во много раз труднее его оправдать.
        - Мистер Льюк,  - прервал молчание Понд,  - сократится ли наша беседа, если я сразу сообщу вам все факты, свидетельствующие против Гэхегена? Он действительно часто бывал у миссис Февершем, прославленной актрисы. Не знаю почему - мне кажется, он любит другую женщину. Во всяком случае, он проводил с миссис Февершем очень много времени, долгие часы, до поздней ночи. Если бы Февершем застал их за чем-либо предосудительным, он бы ославил их повсюду, затеял против них дело и Бог знает что еще. Я не собираюсь критиковать поступки вашего кли ента, но, откровенно говоря, он жил только сутяжничеством и злословием, больше ничем. И если Февершем был вполне способен угрожать или шантажировать, Гэхеген - я не скрываю от вас - вполне способен применить силу; возможно, даже убить, осо бенно если речь идет о добром имени женщины. Вот что свидетельствует против Гэхе гена. И должен сказать вам сразу, что я не верю в его виновность.
        - К сожалению, это не все,  - мягко заметил Льюк.  - Боюсь, даже вы поверите в его виновность, когда узнаете факты. Пожалуй, самым серьезным результатом наших розысков оказалось то, что капитан Гэхеген сделал три совершенно разных и тем самым взаимоисключающих сообщения о своих действиях или, точнее, предполагаемых действиях в ночь убийства. Даже если мы примем за правду одно из его утвержде ний, придется признать, что в двух случаях он солгал.
        - Я всегда считал его правдивым человеком,  - возразил Понд.  - Разве что иногда он лжет забавы ради. Как раз это показывает, что он не станет профаниро вать ради выгоды высокое искусство лжи. В обычных, житейских делах он всегда был не только правдив, но и очень точен.
        - Даже соглашаясь с вами,  - ответил мистер Льюк не совсем уверенно,  - мы все же не решаем загадки. Если он всегда так правдив и искренен, то, значит, нужны были особые, чрезвычайные обстоятельства, чтобы он солгал.
        - Кому же он солгал?  - спросил Понд.
        - В том-то и заключается тонкость и щекотливость дела,  - сказал юрист, пока чивая головой.  - В упомянутый вечер, насколько мне известно, Гэхеген беседовал с несколькими дамами.
        - Да, он часто это делает,  - заметил Понд.  - А может, это они беседовали с ним? Если среди них случайно оказалась очаровательная особа из Пентаполиса по фамилии Эйза-Смит, я позволю себе предположить, что беседу вела она.
        - Это чрезвычайно любопытно,  - удивился мистер Льюк.  - Не знаю, как вы дога дались, но среди них действительно была некая мисс Эйза-Смит из Пентаполиса. Кроме того, там была леди Вайолет Варни и ее сестра, леди Джоан. Именно пос ледняя из названных дам была его первой собеседницей. Насколько я понимаю, это вполне естественно. Как вы сами заметили, он действительно привязан к этой даме, ибо то, что он сказал ей, ближе всего к истине.
        - А!  - сказал мистер Понд, задумчиво подергивая бородку.
        - Джоан Варни,  - серьезно продолжал юрист,  - сообщила совершенно точно, еще не зная о трагедии, что, прощаясь с ней, капитан Гэхеген сказал: «Я иду к Февер шемам».
        - И вы считаете, что это противоречит двум другим утверждениям,  - сказал мистер Понд.
        - В высшей степени,  - ответил Льюк.  - Ее сестра, известная актриса- любительница, леди Вайолет Варни, остановила его у выхода, и они обменялись нес колькими фразами. Прощаясь, он совершенно определенно сказал: «Я не иду к Февер шемам, они еще в Брайтоне», или что-то в этом, роде.
        - А теперь,  - сказал, улыбаясь, мистер Понд,  - мы подошли к моей юной при ятельнице из Пентаполиса. Кстати, что она делала у Варни?
        - Гэхеген столкнулся с ней на пороге, как только открыл входную дверь,  - ответил мистер Льюк, тоже улыбнувшись.  - Она явилась в чрезвычайно восторженном состоянии брать интервью у Вайолет Варни, «актрисы и общественной деятельницы». И она, и Гэхеген не такие люди, чтобы не заметить друг друга. Гэхеген переки нулся с ней несколькими словами, затем приподнял серый цилиндр и сказал, что идет прямо в клуб.
        - Вы в этом уверены?  - спросил Понд, озабоченно хмурясь.
        - Она в этом уверена. Такое заявление привело ее в ярость,  - ответил Льюк.  - По-видимому, у нее, как у всех феминисток, какие-то предубеждения против клубов. Она считает, что мужчины туда ходят, чтобы напиваться до бесчувствия и рассказы вать анекдоты, порочащие женщин. Кроме того, он задел ее профессиональное самолю бие. Вероятно, она хотела продлить интервью для своей газеты или для себя самой. Но я могу поручиться, что она вполне добросовестна.
        - О да,  - подтвердил Понд горячо и в то же время печально.  - Она, безус ловно, добросовестна
        - В том-то и дело,  - сказал Льюк с приличествующей случаю мрачностью.  - Мне кажется, при данных обстоятельствах ход его мыслей вполне объясним. Он прогово рился девушке, которой привык говорить правду. Возможно, тогда он еще не решился на преступление; возможно, он еще не вполне его обдумал. Но потом, беседуя с менее близкими ему лицами, он понял, как неумно было бы говорить им, куда он идет на самом деле. Сперва ему приходит в голову довольно грубая уловка; он просто говорит, что не идет к Февершемам. Затем, беседуя с третьей из женщин, он придумывает гораздо лучшую ложь, достаточно неопределенную, не привлекающую вни мания, и говорит собеседнице, что идет в клуб.
        - Могло быть и так,  - ответил Понд,  - а могло быть… - И первый раз в жизни он последовал небрежной манере мисс Эйза-Смит, оставив фразу незаконченной. Он молча уставился вдаль, по-рыбьи вытаращив глаза; затем, подперев голову руками, пробормотал: - Простите меня, пожалуйста, я немножко подумаю,  - и снова погру зился в молчание, сжимая ладонями лысый череп.
        Через некоторое время бородатая рыба показалась на поверхности, на этот раз с новым выражением лица, и заявила резким, почти сердитым тоном:
        - Мне кажется, вам очень хочется доказать виновность бедняги Гэхегена.
        Лицо мистера Льюка утратило наконец свою безучастность и впервые приняло жесткое, почти жестокое выражение.
        - Вполне естественно, что мы хотим привлечь к ответственности убийцу нашего клиента,  - ответил он.
        Понд наклонился вперед, и взгляд его пронизывал собеседника, когда он сказал:
        - Но вы хотите доказать, что убийца - Гэхеген.
        - Я представил доказательства,  - угрюмо сказал Льюк.  - Свидетельницы нам известны.
        - И все же, как ни странно,  - проговорил Понд очень медленно,  - вы не заме тили самого тяжкого обвинения.
        - По-моему, тут все тяжко,  - резко ответил юрист.  - А что вы имеете в виду?
        - Их показания неумышленны,  - сказал Понд.  - Не может быть и речи о заго воре. Моя юная американка абсолютно честна и ни за что не примкнула бы к заго вору. Питер Гэхеген очень нравится женщинам. Он нравится даже самой Вайолет Варни. А ее сестра Джоан любит его. И все-таки они свидетельствуют против него, или, вернее, все они показали, что он сам свидетельствует против себя. И все они не правы.
        - Черт побери, что вы хотите сказать?  - неожиданно вспылил мистер Льюк.  - В чем они не правы?
        - Они неверно передают его слова,  - ответил Понд.  - Спрашивали вы их, что он еще сказал?
        - Что же еще нужно?  - вскричал юрист, окончательно выходя из себя.  - Они могут поклясться, что он сказал именно эти фразы: «Иду к Февершемам»; «Не иду к Февершемам»; «Иду в клуб»,  - и ушел, оставив последнюю собеседницу в полной ярости.
        - Вот именно,  - ответил Понд.  - Вы утверждаете, что он произнес три противо речащие друг другу фразы. Я же утверждаю, что он сказал три раза одно и то же, только по-разному расставлял слова.
        - По-разному расставлял слова!..  - повторил Льюк почти злобно.  - В суде он узнает, что по закону о лжесвидетельстве «расставлять по-разному слова» совсем не значит «говорить то же самое».
        Некоторое время они молчали; затем мистер Понд спокойно сказал:
        - Итак, теперь мы знаем все о преступлении капитана Гэхегена.
        - Кто сказал, что мы хоть что-нибудь знаем? Может быть, вы знаете? Я - нет.
        - Да, я знаю,  - ответил мистер Понд.  - Преступление капитана Гэхегена заклю чается в том, что он не понимает женщин, особенно современных. Это обычное свой ство так называемых губителей женских сердец. Известно ли вам, что старый добрый Гэхеген - не кто иной, как ваш прапрадедушка?
        Мистер Льюк вздрогнул: он на самом деле испугался. Не ему первому пришло в голову, что мистер Понд не совсем в своем уме.
        - Разве вы не видите,  - продолжал Понд,  - что Гэхеген принадлежит к старой школе галантных щеголей и волокит? Они восклицали: «О, женщина, прекрасная жен щина!», но ничего не знали о ней, и женщины этим пользовались. Зато как умели эти щеголи говорить комплименты! Вы, наверное, считаете, что это не имеет отношения к делу. Но понимаете ли вы, что я хочу сказать, называя Гэхегена губителем женщин в старом вкусе?
        - Пока что я вижу, что он губитель мужчин в весьма новом вкусе!  - яростно выкрикнул Льюк.  - Он убил достойного, тяжко оскорбленного человека, моего кли ента и друга!
        - Мне кажется, вы немного раздражены,  - сказал мистер Понд.  - Случалось ли вам читать книгу доктора Джонсона «Тщета человеческих желаний»? Это чтение очень успокаивает. Поверьте мне, писатели восемнадцатого века, о которых я хочу гово рить, пишут в чрезвычайно успокоительной манере. Знакома ли вам трагедия Аддисона «Катон»?
        - Мне кажется, вы сошли с ума,  - сказал юрист, сильно бледнея.
        - Или еще: скажите мне,  - осведомился мистер Понд тем же светским тоном,  - приходилось ли вам читать пьесу мисс Эйза-Смит о герцогине в купальном костюме? Там все фразы неестественно укорочены, ну… как купальный костюм.
        - Имеют ли ваши слова хоть какой-нибудь смысл?  - прошептал юрист.
        - О, несомненно!  - ответил Понд.  - Но сразу не объяснишь, это длинная история - вроде «Тщеты человеческих желаний». Дело вот в чем. Мой друг Гэхеген очень любит старинное красноречие и старинное остроумие. Я тоже. Мы ценим блес тящие завершения длинных речей и финальные жала эпиграмм. Так мы подружились, нас сблизила любовь к манере письма восемнадцатого века - знаете, размеренная речь, антитезы и тому подобное. Предположите, что и вы любите такие вещи и читаете хорошо известные строки из Аддисонова «Катона»:
        Нам, смертным, не дано успехом править,
        Но мы его, Семироний, завоюем.[Перевод Д. Маркиша.]

        Они могут нравиться или не нравиться. Но в любом случае вы вынуждены про честь их до конца. Потому что эти стихи начинаются с избитой истины, вся соль их
        - в конце. В наше время у фраз вообще нет конца, никто и не ждет его.
        Женщинам всегда была в некоторой степени свойственна эта манера. Не потому, что они не думают,  - они думают быстрее, чем мы. Нередко они и говорят лучше нас. Но они не умеют слушать, как мы. Они сразу схватывают первую мысль, она для них важнее всего; дальнейшее они подразумевают - и несутся дальше, иногда не дослушав фразы. А Гэхеген совсем другой человек: он принадлежит к старой оратор ской школе, всегда должным образом заканчивает фразы и заботится об этом не меньше, чем о начале.
        Я позволю себе предположить, как выражаются адвокаты, что в действительности капитан Гэхеген сказал Джоан следующие слова: «Я иду к Февершемам. Не думаю, что они вернулись из Брайтона, но все-таки загляну на всякий случай. Если их нет, пойду в клуб». Вот что сказал Питер Гэхеген. Но не это услышала Джоан Варни. Она услышала, что он идет к Февершемам, и для нее сразу все стало ясно, даже слишком ясно - как поется в песне: «Он идет к той женщине». Хотя он и добавил тут же, что этой женщины скорее всего нет в городе. Ни Брайтон, ни клуб ее не интересо вали: она даже не запомнила, что он о них говорил.
        Рассмотрим следующий случай. Второй собеседнице Гэхеген сказал: «Не стоит идти к Февершемам, они еще в Брайтоне. Но я все-таки загляну на всякий случай. Если их нет, пойду в клуб». Вайолет совсем не так правдива и добросовестна, как Джоан; она тоже ревнует к Оливии, но из побуждений гораздо более низменных: Вайолет считает себя актрисой. Она услышала что-то про Февершемов и смутно запомнила, что к ним не стоит ходить, то есть что он к ним не идет. Это ей было приятно, и она удостоила его беседой, но не соблаговолила прислушаться к тому, что он говорил дальше.
        Наконец, третий случай. Выходя из дома, Гэхеген сказал мисс Эйза-Смит: «Я иду в клуб. Обещал пойти к друзьям, к Февершемам, но не думаю, что они вернулись из Брайтона». Вот что он сказал. А она услышала, увидела и пронзила испепеляющим взглядом типичного эгоиста мужчину, наглого и распущенного, который беззастен чиво хвастается на глазах у всех, что идет в одно из тех проклятых мест, где напиваются и поносят женщин. Бесстыдное признание потрясло ее; куда уж тут было слушать, какие еще глупости он скажет! Для нее он был просто мужчиной, который идет в клуб.
        Итак, все три заявления Гэхегена точно совпадают по смыслу. В них сообщаются одни и те же факты, намечаются одни и те же действия, приводятся одни и те же доводы. Но они звучат совершенно по-разному в зависимости от того, какая фраза сказана первой. Особенно - для современных скачущих девиц; они наскакивают только на первую фразу, потому что нередко за ней действительно ничего не сле дует. Направление в современной драме, представленное творчеством мисс Эйза-Смит, где каждая фраза обрывается в самом начале, имеет мало общего со стилем трагедии о Катоне, но оно тесно связано с трагедией капитана Гэхегена. Эти женщины могли довести моего друга до виселицы без всякого злого умысла, просто потому, что они думают половинками фраз. Проломленные головы, изломанные чувства, сломанные жизни - и все это потому, что они умеют говорить только на ломаном языке. Не кажется ли вам, что не так уж дурно наше старомодное пристрастие к литературному стилю, который приучает читать до конца все, что написано, и слушать до конца все, что говорится? Не предпочтете ли вы, чтобы важное для вас сообщение было выражено
слогом Аддисона или Джонсона, а не всплесками мистера Токсина и Ныря ющей Герцогини?..
        Слушая эту речь - признаться, довольно длинную,  - юрист проявил все большие признаки беспокойства и даже раздражения.
        - Все это только догадки,  - сказал он с почти лихорадочной нервозностью.  - Вы ничего не доказали.
        - Да,  - серьезно ответил Понд.  - Вы правы, это догадки. Во всяком случае, я угадал правильно. Я беседовал по телефону с Гэхегеном и знаю правду о том, что он говорил и делал в тот вечер.
        - Правду!  - воскликнул Льюк с непонятной горечью.
        Понд внимательно посмотрел на него. На первый взгляд лицо мистера Льюка казалось застывшим, и, если присмотреться, оказывалось, что он очень прямо и неподвижно держит голову, а волосы у него прямые, гладкие, словно нарисованные густой и клейкой желтой краской.
        Серо-зеленые глаза юриста, почти всегда прикрытые холодными веками, казались необычно маленькими, как будто бы далекими, но странные огоньки метались в них, точно крохотные зеленые мошки. И чем больше смотрел мистер Понд в эти полузак рытые и все же неспокойные глаза, тем меньше они нравились ему. Снова подумал он о заговоре против Гэхегена, но не о заговоре Джоан и Артемис. Наконец он резко прервал молчание.
        - Мистер Льюк,  - сказал он,  - вполне естественно, что вы заинтересованы в делах вашего покойного клиента. Но можно подумать, что вами руководит не только профессиональный интерес. Поскольку вы так глубоко вникаете во все, что касается мистера Февершема, не можете ли вы сообщить мне кое-что о нем? Скажите, верну лись ли мистер Февершем и его супруга из Брайтона в тот день? Была ли дома миссис Февершем и заходил ли к ним Гэхеген?
        - Ее не было дома,  - ответил мистер Льюк.  - Их ждали на следующий день. Не понимаю, почему Февершем вернулся в тот вечер.
        - Должно быть, кто-то вызвал его,  - сказал мистер Понд.
        Мистер Льюк резко встал, собираясь уходить.
        - Не вижу пользы в ваших рассуждениях,  - сказал он, холодно поклонился, взял шляпу и покинул дом с непонятной стремительностью.
        На следующий день мистер Понд оделся тщательнее и корректнее, чем всегда, намереваясь посетить нескольких дам. Эта легкомысленная светская обязанность не входила в круг его обычных занятий. Сначала он нанес визит леди Вайолет Варни. Раньше он видел ее только издалека и теперь, увидев вблизи, был неприятно пора жен. Она оказалась светлой блондинкой того оттенка, который, насколько он помнил, в наши дни называется платиновым. Румяна ее и помада были скорее фиолетовыми, чем пурпурными; несомненно, этим способом она тонко напоминала о своем имени. Друзья говорили, что такой цвет лица придает ей изысканность; враги находили более уместным слово «извращенность». Даже у этой невнимательной дамы ему уда лось вырвать довольно ценные сведения о подлинных словах Гэхегена, хотя ее собст венные слова складывались в обычные для нее неоконченные, выдыхающиеся фразы.
        Затем он поговорил с Джоан, ее сестрой, и подивился про себя, насколько личные качества человека сильнее прихотей моды. У Джоан были почти те же совре менные манеры, тот же высокий голос светской дамы, она так же обрывала фразы. Но, к счастью, у нее была пудра другого оттенка и другие глаза, и жесты, и мысли, и совсем другая душа. Мистер Понд, поклонник старинных женских достоинств, сразу почувствовал, что модные добродетели были у нее подлинными, независимо от того, что были модными. Она действительно была смелой и великодушной, и очень правди вой, хотя именно это приписывала ей светская хроника. «Хорошая девушка,  - подумал мистер Понд.  - Чистое золото. Лучше, чем золото. И насколько лучше, чем платина!»
        Следующим пунктом его паломничества был нелепый, огромный отель, который осчастливила своим посещением мисс Артемис Эйза-Смит из Пенсильвании. Она встре тила его со свойственным ей непобедимым энтузиазмом, который носил ее по всему свету, и мистеру Понду оказалось совсем нетрудно убедить ее, что даже человек, посещающий клуб, случайно может не быть убийцей. Хотя эта беседа была гораздо менее задушевной, чем разговор с Джоан (о котором он никогда никому не сказал ни слова), пылкая Артемис проявила много здравого смысла и добродушия и еще больше понравилась ему. Она поняла, что говорил ей Гэхеген и в какой последователь ности, и как неверно она восприняла его речь. Таким образом, до сих пор диплома тические маневры мистера Понда проходили успешно. Все три женщины выслушали с большим или меньшим вниманием его теорию об истинных словах Гэхегена, и все они согласились, что, вполне возможно, так и было на самом деле.
        Покончив с этой частью своей задачи, мистер Понд сделал небольшой перерыв и собрал все душевные силы, прежде чем приступить к выполнению еще одной, пос ледней обязанности, которая тоже приняла форму визита к даме. Волнение его было вполне простительно: ему предстояло пройти через мрачный сад, где так недавно лежал убитый, и войти в зловещий высокий дом, где жила вдова - великая Оливия, героиня трагедии и в жизни, и на сцене.
        Он заставил себя открыть калитку и пересечь тот темный кусочек сада, где у подножия остролиста несчастный Фред Февершем был пригвожден к земле сломанной рапирой. Когда он поднимался по кривой тропинке к высокому и узкому, как башня, кирпичному дому, темному на фоне звезд, новые, гораздо более глубокие трудности встали перед ним. Теперь казались пустыми недавние волнения по поводу мнимой лжи Гэхегена. За всем этим вздором скрывался реальный вопрос, он требовал ответа. Кто-то убил несчастного Фредерика Февершема, и действительно были некоторые основания подозревать Гэхегена. Он на самом деле просиживал целые дни, а нередко и вечера, до поздней ночи, в доме актрисы. Как это ни грустно, вполне могло слу читься, что Февершем застал их и одному из них пришлось его убить. Миссис Февершем часто сравнивали с миссис Сиддонс. Она всегда вела себя сдержанно, с большим достоинством. Для нее сплетня не была рекламой, как для Вайолет Варни. У нее было больше оснований, чем у Гэхегена… но, Боже мой, это немыслимо! Предпо ложим, что он и вправду невиновен, но доказать это такой ценой! Какие бы ни были у Гэхегена
слабости, он скорее дал бы себя повесить, чем выдал бы Женщину. Мистер Понд снова поднял глаза и с растущим ужасом посмотрел на темную кирпичную башню, думая, что, может быть, сейчас он увидит преступницу. Усилием воли он поборол отвращение и попытался сосредоточиться на фактах. Что же в конце концов свидетельствует против Гэхегена и Оливии? Он заставил себя размышлять спокойно и понял наконец, что все сводится к вопросу времени.
        Да, Гэхеген проводил с этой женщиной очень много времени, и это было единст венным внешним свидетельством его любви к ней. Свидетельства его любви к Джоан Варни были гораздо более явными. Понд мог поклясться, что капитан действительно любит Джоан. Он словно свалился ей прямо на голову, а она, по обычаю современной молодежи, охотно подставила голову. Но их встречи, похожие на столкновения, были столь же коротки, сколь стремительны. Что могло заставить счастливого влюблен ного проводить так много времени с другой женщиной, к тому же гораздо старше его? Размышляя об этом, он машинально прошел мимо слуг, поднялся по лестнице и вошел в комнату, где ему предстояло ждать миссис Февершем. Волнуясь, он взял со стола старую, потрепанную книгу; должно быть, она принадлежала актрисе еще в школьные ее годы, потому что на титульном листе было написано детским почерком:
«Оливия Мэлон». Возможно, великая исполнительница шекспировских ролей вела свой род от великого критика шекспировских пьес. Во всяком случае, она была ирландка. И когда он стоял в темной комнате, склонившись над старой книгой, белый луч догадки озарил его сознание. Так родился последний в нашем рассказе парадокс мистера Понда. Теперь он понял все, и единственно правильные слова возникли в его мозгу с пугающей отчетливостью иероглифов:
        «Любовь никогда не требует времени. А дружба требует его всегда. Все больше и больше, и больше времени - до поздней ночи».
        Когда Гэхеген совершал свои знаменитые безумства в честь Джоан Варни, они почти не отнимали у него времени. Он спустился на парашюте к ее ногам, когда она выходила из церкви в Борнмуте; как известно, прыжок с парашютом не бывает дол гим. Он выбросил билет, стоивший сотни фунтов, чтобы провести с ней лишних пол часа на Самоа - только полчаса. Он переплыл пролив, подражая Леандру, чтобы пого ворить тридцать пять минут со своей Геро. Такова любовь. Она состоит из великих моментов и живет воспоминаниями о них. Может быть, она иллюзорна и непрочна. Может быть, напротив, она вечна и потому сильнее времени. Но дружба пожирает время. Если у Гэхегена была настоящая, духовная дружба, он должен был беседовать со своим другом до поздней ночи. А с кем же ему дружить, как не с ирландской актрисой, которая больше всего на свете любит Шекспира? Как только Понд подумал об этом, он услышал глубокий голос Оливии. И понял, что не ошибся.
        - Разве вы не знаете,  - грустно улыбаясь, спросила вдова, когда он тактично перешел от соболезнований к делам капитана Гэхегена,  - разве вы не знаете, что у нас, бедных ирландцев, есть тайная страсть - поэзия? Может быть, лучше назвать это чтением стихов. Оно преследуется законом во всех английских гостиных. Нет худшего порока у ирландцев! В Лондоне не принято читать друг другу стихи до поз дней ночи, как в Дублине. Бедный Питер приходил ко мне и до утра читал мне Шекс пира, пока я его не прогоняла. Конечно, это смешно и глупо - читать мне полный текст «Ромео и Джульетты». Но что же ему было делать? Вы понимаете, англичане не стали бы его слушать.
        Мистер Понд отлично все понял. Он достаточно хорошо знал мужчин; он знал, что мужчине необходим друг, и лучше всего - женщина, с которой он мог бы гово рить до рассвета. Он достаточно хорошо знал ирландцев; он знал, что ни дьявол, ни динамит не остановит их, когда они читают стихи. Черные мысли, мучившие его в саду, рассеялись при звуке сильного и спокойного голоса ирландки. Но потом им снова овладела тревога, хотя и более смутная. Ведь все-таки кто-то убил несчаст ного Фреда Февершема.
        Теперь он был твердо уверен, что не жена. Уверен также, что не Гэхеген. Он пошел домой, раздумывая, кто же убийца, но только одну ночь пришлось ему искать ответа. Утренние газеты сообщили о загадочном самоубийстве мистера Льюка из известной адвокатской конторы «Мастерс, Льюк и Мастерс». И мистер Понд стал себя укорять: как это он не подумал, что человек, всю жизнь опасавшийся, чтобы его не надули, может обнаружить, что его надувает собственный поверенный. Февершем вызвал Льюка на полночное свидание в свой сад для объяснений. Но мистер Льюк, чрезвычайно заботившийся о своей профессиональной репутации, принял срочные меры, чтобы Февершем ничего никому не сказал.
        - Как неприятно, что все так получилось!..  - кротко сокрушался мистер Понд.
        - Во время нашей беседы я заметил, что он сильно напуган. И, знаете, я очень боюсь, что это я его напугал.

        notes

        Примечания

1

        Гиббон, Эдуард (1737 - 1794) - английский историк. Батлер, Джозеф (1692 -
1752) - английский епископ. Берк, Эдмунд (1727 - 1797) - английский писатель, политический деятель и оратор.



2

        Йейтс, Уильям Батлер (1865 - 1939) - известный ирландский поэт. О'Лири, Джон (1830 - 1907) - ирландский журналист и историк.



3

        Бетт, Исаак (1813 - 1879) - ирландский юрист и общественный деятель. Хили, Тимоти Майкл (1855 - 1931) - ирландский политический деятель. Рассел, Чарльз (1832 - 1900) - английский юрист и политический деятель. Гаррик, Давид (1717 -
1779) - английский актер и театральный деятель.



4

        Перевод Д. Маркиша.

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к