Как жили на Руси Елена Качур
Детские энциклопедии с Чевостиком
Новая книга серии детских энциклопедий с Чевостиком расскажет о том, как жили люди в Новгороде XIII века. Вместе с героями читатель попадёт во двор к приветливой семье, слетает на ярмарку, посмотрит, как работают в поле и шьют одежду, проследит за древним торговым маршрутом и увидит славные военные походы.
Для детей от 5 лет.
Елена Качур
Как жили на Руси
По мотивам произведения Н. Манушкиной
Иллюстрации Анастасии Балатёнышевой и Анастасии Холодиловой
Автор текстов заданий Анастасия Ванякина
Давайте знакомиться!
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чевостик. Я живу на книжной полке в библиотеке у дяди Кузи. Не удивляйтесь, я небольшого роста, а нижняя полка в книжном шкафу дяди Кузи очень высокая и просторная, поэтому мне на ней хорошо и удобно. Какой я? Похож на обыкновенного мальчишку, волосы рыжие, характер весёлый. Дядя Кузя в шутку зовёт меня Чевочка с хвостиком. Но никакого хвоста у меня нет, зато есть ушки на макушке. Больше всего на свете я люблю узнавать новое, поэтому всё время задаю дяде Кузе всякие вопросы. О чём бы я ни спросил, он всё знает и мне рассказывает. Это потому, что дядя Кузя очень умный. Он прочитал много-много разных книг. А ещё мы с ним любим путешествовать! В путешествиях нам помогает времяскок. Это такой прибор, его дядя Кузя изобрёл. Набираешь на времяскоке место и время, куда хочешь попасть, раз-два - и уже там! Сегодня мы наверняка тоже куда-нибудь отправимся!
Жители Древней Руси
Кто такие славяне?
- Чевостик!
- Чего?
- Чевочка с хвостиком! Привет! Собирайся, нам пора.
- Куда пора?
- А вот тебе загадка, разгадка да семь вёрст правды. Ты ж у меня на сажень сквозь землю видишь!
- Дядечка Кузечка, ты на каком языке со мной разговариваешь? Я ничего не понимаю! Верста, сажень - что это за слова такие?
- Хорошие слова. Русские. И разговариваю я с тобой на русском языке. Только не на современном, а на старом, на котором говорили славяне.
- Кто?
- Славяне. Это наши предки, малыш. Давным-давно славянские племена расселились в лесах и степях от рек Эльбы и Одера на западе до Донца, Оки и Волги на востоке, от Балтийского моря на севере до Чёрного моря на юге.
- Ого! Это, наверное, очень много земель!
- Много! И почти все земли - очень суровые.
- Почему суровые?
- Потому что лето в наших краях короткое, а зима длинная и холодная. Климат суровый.
- Зато природа красивая! И зимой, и летом!
- Ты прав. Когда-то Древнюю Русь, славянские земли, сплошь покрывали леса. Среди лесов протекали широкие полноводные реки, блестели чистые прохладные озёра… И в такой красоте вся жизнь восточных славян была связана с природой, с лесом.
- Почему ты сказал «восточных славян»? А ещё какие есть?
- Есть ещё славяне южные, западные. А мы, русские, - из восточных славян.
- Ясно.
- Но и восточные славяне делились на разные племена: древляне, поляне, волыняне, северяне, вятичи, кривичи, дреговичи и другие. Потом, со временем, эти племена объединились, и образовалось государство Русь, будущая Россия.
- Ну ничего себе! А поляне - потому что в полях жили?
- Угадал. Поляне - от слова «поле», это земледельцы, жители полей.
- А древляне? Среди деревьев?
- Да, Чевостик.
- А дреговичи где?
- Среди болот. «Дрегва», «дрягва» значит «болото».
- А как жили люди в славянских племенах? Что они ели? Какую одежду носили?
- Об этом я и собираюсь тебе сегодня рассказать. А поможет мне моё изобретение - времяскок. С его помощью мы с тобой перенесёмся в давние времена и всё увидим своими глазами. Мы попадём на древнюю новгородскую землю, на ильменские берега.
- Что значит «ильменские»?
- От названия озера Ильмень. Здесь славяне жили вместе и в самом Новгороде, и в его округе. Ты готов, малыш?
- Готов!
- Переводим наш времяскок на восемь веков назад… Поехали!
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ СНАЧАЛА ДЕЛИЛИСЬ НА РАЗНЫЕ ПЛЕМЕНА, А ПОЗЖЕ ОБЪЕДИНИЛИСЬ. ОБРАЗОВАЛОСЬ ГОСУДАРСТВО РУСЬ.
КАРТА РАССЕЛЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Поселение
Где жили славяне?
- Ух ты! Где это мы? Там речка течёт, за ней лес подходит. А рядом какой-то забор из толстых брёвен… Высоченный! С острыми концами.
- Это частокол. Он огораживает славянское поселение. Пройдём через ворота.
- Ага! Здесь дома, тоже из брёвен, с маленькими окошками. Много домов!
- Домов много, а семей живёт всего семь.
- Как это? А остальные дома что, пустые?
- Нет, не пустые. Просто семьи раньше были не такими, как теперь - мама, папа и один-два ребёнка. Раньше семьи были большими! Вот три дома рядом стоят, видишь?
- Вижу.
- Все они принадлежат одной семье.
- Все три?
- Вот именно. Раньше, Чевостик, славяне жили родами, а потом стали селиться большими семьями. Сыновья строили свои дома рядом с домом родителей. А порой даже жили все вместе в одном большом доме.
- А почему окошки в домах такие маленькие?
- Вспомни, какие у нас зимы?
- Холодные!
- Значит, дома должны быть какими?
- Тёплыми!
- Верно! Из дома тепло уходить не должно, ни через окна, ни через двери. Поэтому и двери прорубали узкие и низкие. А стёкол тогда не было, и маленькие окошки или ничем не закрывали, или, в сильные холода, просто затыкали мешком с соломой. А самое большое окно затягивали мутноватым, плохо пропускающим свет бычьим пузырём. Зайдём-ка внутрь!
- Ой, темно!
- Сейчас глаза привыкнут к сумраку…
- И дымом приятно пахнет!
- Мы в курной избе.
- Здесь что, куры живут?
- Почему куры? Люди. А «курной» избу называют потому, что изнутри она окуривается дымом. Избы славяне топили по-чёрному.
- Что значит «по-чёрному»?
- Смотри! Там, в углу, печь. Что в ней необычного?
- Трубы нет! Дым прямо под потолок уходит. Потолок поэтому весь чёрный, закопчённый. Дым там, наверху, клубится, а потом через крошечное окошечко на улицу выползает.
- Правильно. Так и дров меньше расходуется, и тепла больше. А огонь в печи и согревает, и освещает дом. И еду на нём готовят. Славяне огонь почитали и любили! Огонь для них живым был! А о чёрной печи была загадка: «Мать черна, дочь красна, сын голенаст, изгибаться горазд».
- Мать - это, наверное, печка? Дочь - огонь! А сын - дым?
- Молодец, Чевостик!
- Дядя Кузя, а дышится в избе всё равно легко!
- Да, в курной избе воздух сухой и тёплый. Потолки здесь высокие, и под потолком, в дыму, удобно просушивать рыбачьи сети. Вон они висят!
Прокопчённое дерево крепкое и не портится. Изба могла простоять сто лет! Ну что, Чевостик, глаза твои к темноте привыкли? Что ещё в доме разглядел?
- Стол длинный. Широкие лавки прямо из стены. Ящики большие…
- Это сундуки. В них хранили всякое добро. А на самих сундуках и сидели, и даже спали.
- …А ещё я вижу деревянную бочку с водой, всякие горшки, кувшины… У окна какая-то штука с мочалкой, ниткой и мотком…
- Прялка.
УСТРОЙСТВО ДРЕВНЕРУССКОЙ ИЗБЫ
- Дядя Кузя, а почему людей нет?
- Сейчас появятся.
ЗАДАНИЕ
Представь, что все твои родственники, которые, возможно, живут на разных улицах, в разных городах и странах, поселились бы с тобой в одной деревне. Посчитай, сколько домов вам бы понадобилось? Получилось бы ваше поселение большим или маленьким? А если бы к вам ещё присоединились семьи всех твоих друзей?
Русский стол
Что ели и как готовили?
- Ого! В избе сразу тётенька и две девочки появились! И вкусно как запахло!
- Хозяйка Настасья хлеба напекла, из печи каравай вынимает. А средняя дочка Лада ей помогает. В печке хлеб из ржаной муки, мягкий, ноздреватый, с корочкой.
- Дядя Кузя, а Настасья вместо каравая в печь какую-то круглую кастрюлю на палке отправила!
- Это не кастрюля, а горшок. А палка с полукруглыми железными рогульками - ухват, чтобы горшки в печь ставить и из печи доставать.
- Да, в микроволновке удобнее: включил - она всё быстренько разогрела и сама выключилась!
- Зато в печи еда получалась особенно вкусная! А Настасья сейчас как раз готовит обед на всю большую семью. Как положено, после хлебов.
- Как это «после хлебов»?
- Это значит после того, как хлеб испечётся. Русскую печь, Чевостик, дровами растапливали долго, она медленно разогревалась, зато и остывала постепенно. Часть еды готовили «до хлебов», пока печь нагревается, а на остывающем тепле варили-парили-жарили другие блюда.
- А что тогда варили? Что у Настасьи в горшке? Картошка, наверное?
- Нет, малыш. Картошка на Руси появилась на несколько столетий позже. Настасья варит гречневую кашу. В русской кухне было много всяких кашиц.
- Я гречку тоже люблю! А супчики у славян были?
- Были. Готовили хозяйки наваристые щи, уху - окунёвую, ершовую, налимью, стерляжью. Всякие похлёбки и хлёбова.
- Смешное слово - «хлёбово»! А вот ещё одна девочка в дом вошла!
- Младшая, Алёнка.
- Корзинку тащит. Ух, сколько грибов! Сейчас будут суп варить?
- Наверное. Грибные блюда славяне очень любили. Лес и здесь выручал. А ещё любили рыбу.
- Значит, речки тоже выручали! В них рыбу можно ловить!
- Смотри, Алёнка из погреба уже две крынки тащит.
- Откуда?
- Из погреба! В давние времена холодильников ещё не было. Съестные припасы, чтобы не испортились, хранили в ледниках и погребах, где даже летом было прохладно.
- А что в крынках? Ну-ка, загляну… Ага! В одной - сметанка. Вон как кошка облизывается!
- А в другой крынке - маслице. Конопляное или ореховое.
- Или подсолнечное.
- Подсолнечного пока нет. Славяне подсолнухи ещё не выращивали, семечки появятся на Руси позже.
- Опять позже! Дядя Кузя, а чего тогда ещё не было? Огурцы с помидорами были?
- Огурцы - да. Они на Руси давно. А помидоры привезли к нам сравнительно недавно. Давай заглянем на огород, там старшая дочка Ульяна свёклу пропалывает. Успеют ли убрать до заморозков? Посмотрим, какие ещё овощи выращивает большая славянская семья к своему столу.
- Вот она, Ульяна! В длинной рубахе. А в огороде много чего растёт! И капуста, и лук, и чеснок!.. Там вон - морковка. А это что за листики?
- Это редька, свёкла и репа. Вот я одну репку выдерну. Смотри!
- Ой, она совсем не большая! Не такая, как в сказке.
- Зато вкусная. Есть поговорка: «Проще пареной репы». Слышал?
- Ага. Только я всегда думал: что такое пареная репа?
- Репу закладывали в печку, и… всё! Она пеклась и получалась пареной.
- Правда, очень просто! Дядя Кузя, а чай славяне с чем пили? С конфетами? Или с сахаром?
- Чай вообще не пили, Чевостик! Чай, сахар, конфеты - в стародавние времена ничего этого не было!
- У-у! А что же было? Разве можно ничего не пить? И жить без сладкого?
- Чевостик, я сказал «не пили чай». Чай действительно пришёл к нам из Китая позже. Зато славяне пили вкусные квасы - их было много разных. Варили сбитни, кисели, настаивали душистые травы, листья, цветы… и мёды. И сладкого у них хватало! Вместо сахара использовали мёд. Его и с блинами ели, и пряники сладкие пекли.
- Мёд и так можно есть!
- А ещё пекли всякие пироги. Вот тут хозяйке было раздолье! Каких только начинок не придумывали! Пироги и с ягодой, и с яйцом, и с грибами, и рыбники, и курники…
- Ух, дядя Кузя! У меня от твоих рассказов и от этих вкусных запахов такой аппетит разыгрался!
- На-ка тебе, Чевостик, пирог с северной ягодой, морошкой! Я с собой захватил. И сбитень попробуй.
- Ой, горячий! Травками душистыми пахнет. Вкуснотища! Дядя Кузя, смотри-ка, средняя дочка, Лада, куда-то из дома пошла.
- Настасья послала её на речку, бельё полоскать.
- Да, она много всяких одёжек в корзине несёт… Дядь Кузь, а откуда славяне одежду брали? Тогда ведь магазинов, наверное, тоже не было?
- Не было, Чевостик. Материю для одежды в сёлах женщины ткали сами.
- А как ткали?
- Пойдём опять в избу, я тебе покажу.
ЗАДАНИЕ
Представь, что к тебе домой пришли древнерусские гости. Посмотри, что у тебя есть в холодильнике или кладовке. Сможешь ли ты приготовить для гостей ужин только из тех продуктов, которых не было в Древней Руси? И наоборот, сможешь ли ты накормить гостей привычной для них едой?
Устройте с мамой ужин в древнерусском стиле.
Одежда
Из чего делали одежду и обувь?
- Вот в горнице за ткацким станком сидит баба Клаша. Она ткёт полотно.
- Бабушка сидит за станком из всяких деревянных рамочек, на которых нитки натянуты. Баба Клаша рамки двигает туда-сюда, нитки перекрещиваются то так, то эдак, а она между нитками какую-то штуку пропускает - тоже с ниткой. Туда-обратно…
- Деревянный челнок.
- …А вниз со станка уже материя готовая спускается.
- Это льняное полотно. Из него потом сошьют рубашки или что-нибудь ещё. А может быть, ткань до поры до времени в сундуки сложат.
- Бабушка старенькая, а как здорово ткать умеет!
- Между прочим, Лада, Ульяна и даже младшая Алёнка прядут и ткут ничуть не хуже! Девочек раньше с малолетства усаживали за прялки и ткацкие станки. Сначала они делали грубую мешковину, а как мастерства прибавлялось - и ткани тоньше выходили. К той поре, когда женихи к ним начинали свататься, девушки успевали себе наткать, напрясть, нашить целые сундуки приданого! Чем лучше приданое, чем трудолюбивее невеста, тем лучшего жениха она себе найдёт.
- Дядь Кузь, а давай в какой-нибудь сундук заглянем!
- Давай! Вот, смотри. В этом сундуке - половики домотканые…
- Полосатенькие такие…
- А здесь - белая и серая льняная материя, разноцветная мягкая шерсть.
- А что значит «льняная»?
- Значит - сделанная изо льна. Лён - это растение с голубыми цветочками. Его собирали, трепали…
- Трепали?!
- Да, трепали, чтобы волокно стало мягким. Затем чесали, делали пряжу, а потом и нитки. А мужчины в семьях вили верёвки. И валяли из шерсти плотную толстую материю - сукно.
- А шерсть откуда брали?
- Шерсть стригли с овец. Из неё делали не только ткани, но и войлок. А из войлока - валенки. Их зимой на ноги обували. И тепло, и удобно. Поэтому шерстяную ткань делали чаще всего.
- А осенью? Или весной? Что на ноги обували?
- Обувь мастерили из древесной коры, кожи, утепляли мехом. А самую известную славянскую обувь - лапти - носили южнее, где было не так холодно, как в Новгороде. Лапти надевали поверх чулок, носков, обмоток и крепили к ногам с помощью длинных завязок.
- Да, это, конечно, не кроссовки, но в них, наверное, было удобно! А из чего лапти сделаны?
- Из лыка. Слышал песенку «Эх, лапти мои, лапти липовые»?
- Слышал! И давно хотел узнать, почему лапти липовые?
- Потому что лыко часто драли с лип. Лыко - это тонкая прослойка мягкой древесины под корой. Из него и короба плели, и обувь.
- Значит, опять лес всем помогал!
- Да, без леса в Древней Руси и жизни не представишь! Он и одевал, и обувал, и тепло давал, и кормил…
ЗАДАНИЕ
Хочешь сплести свой коврик? Возьми четыре палки и свяжи их так, чтобы получилась прямоугольная рамка. Намотай толстые шерстяные нитки между верхней и нижней палками. У тебя получилась основа. Теперь протягивай ленточки, разноцветные нитки или травинки между нитями основы так, чтобы они проходили попеременно то над нитью основы, то под ней. Возьми вилку и каждый новый сплетённый ряд прижимай к предыдущему, чтобы коврик получился плотным. Когда закончишь, можно повесить его на стенку.
Наряды
Как выглядели славяне?
- Чевостик, а теперь посмотри, вон идёт Акимка, вместо лаптей у него - кусок кожи с продёрнутой верёвкой. На кожу ставили ногу, а шнур обвязывали вокруг щиколотки. А посмотри, во что он одет?
- На нём светлая рубашка. Длинная какая! С пояском.
- Это сорочица. Такая рубаха из тонкой шерстяной или льняной ткани была очень удобна. Сорочицу шили из единого куска ткани.
- Красивая сорочица! Красными нитками вышита. И на рукавах, и по воротничку.
- Это не просто вышивка, Чевостик. Она не только украшала одежду, но и оберегала человека. Славяне верили, что обереги - и вышивка, и магические амулеты - избавляли, защищали от беды, от дурного глаза, от болезни.
- А что такое амулеты?
- Видишь, на шее у Акимки фигурки на ниточках? Коник, утица, колёсико со спицами? Это символы Солнца и разных славянских божеств. Амулеты. В те времена, куда нас с тобой перенёс времяскок, на Руси уже приняли главную в стране религию - христианство, православие. Но ещё многие столетия в народе жили отголоски древних славянских верований.
- А что это за верования?
- Люди жили в лесу, среди природы, и поклонялись силам природы. И божества древних славян были покровителями природных стихий - огня, грозы, ветра, солнца… И праздники справляли в честь урожая, прихода весны, летнего солнцеворота.
- А фигурки у Акимки на шее - это в честь тех древних богов?
- Да. Надеваешь Перуново колесо - и бог грозы Перун тебя оберегает. Надеваешь коника - символ Даждьбога, солнечного божества, - и Солнце становится твоим покровителем.
- Понятно! А я думал, у Акимки просто игрушки какие-то…
- Чевостик, раньше ведь «просто игрушек» и не было. Каждая игрушка, каждое украшение имели свою историю, свою тайну… Ух, как начнёшь рассказывать, и не остановиться! Но давай вернёмся к одежде. Вон хозяин, Игнат, на обед идёт. Как он одет?
- На нём тоже штаны и длинная подпоясанная сорочица. Рубаха за пояс подвёрнута. И получается как будто карман, куда можно всякие вещички складывать. А ещё у Игната много всего просто заткнуто за пояс.
- И кресало, чтобы огонь разжигать, и ключи, и даже топор! Настасья с Алёнкой вышли на крыльцо, отца встречают. Рассмотрим-ка и их наряды.
- На них рубахи длинные, до пяток. Тоже вышитые! На запястьях - браслеты.
- А на поясе у Алёнки - футляр для игл. Рукодельница!
- А что у Настасьи на голове? Какие-то круглые серёжки… Или колечки…
- Это височные кольца. Бронзовые, серебряные, в древности по ним определяли, из какого роду-племени женщина. В каждом племени кольца у женщин были свои. Надевали их, как правило, на какие-нибудь важные события - на праздники или похороны… А вот Настасья с Алёнкой решили принарядиться, чтобы хозяина встретить. Молодец Настасья, сохранила старые украшения.
- Какие нарядные! Хоть и немного на матрёшек похожи… Дядя Кузя, а зимой что славяне надевали?
- На ноги - валенки, на плечи - меховой кожух: как шуба, только мехом внутрь. Крестьяне и горожане носили кожухи простые, овчинные, а богатые и знатные бояре - дорогие, собольи, и снаружи обшитые красивой тканью. У Настасьи тоже кожух есть, лисий. Средний сын, Микитка, для матери расстарался. Микитка - хороший охотник.
- Я охоту не люблю! Зверей жалко.
- Ты прав, в наше время охота стала жестокой бессмысленной забавой. Но в прежние века охота была для простых людей средством к существованию. Охотники приносили дичь, а дичь - это и мясо, и тёплый мех для одежды, и всякие кожи.
- И тоже ведь всё из леса! Дядя Кузя, а как тогда, в древности, охотились?
- У охотников были луки, стрелы, копья. В лесах развешивали большие сети и расставляли маленькие ловушки. Охотились и в одиночку, и целыми артелями. Чевостик, пока семья Игната в дом вся отправилась обедать, давай-ка мы с тобой двор осмотрим.
ЗАДАНИЕ
Возьми у мамы или папы футболку или рубашку большого размера. Подпоясайся верёвочкой или поясом. Край футболки заткни за пояс, чтобы получился кармашек, как у Игната на картинке. Проверь, что поместится в таком кармане. Яблоко? Небольшие игрушки? Монетки? Шишки? Удобно ли носить вещи в таком кармане?
Двор
Хозяйственные постройки
- Вот мы и во дворе. Вон амбар для зерна. Там - хлев. В нём и корова, и свиньи, и козы. Дальше - конюшня. Сеновал. Рядом - овин. Ты знаешь, что такое овин? В нём снопы (связанные колосья) сушили перед молотьбой.
- Этот овин - очень необычный! Без окон и дверей, а под него какая-то яма ведёт…
- В этой яме разводили костёр, дым от которого проникал внутрь овина. А там на жердях, которые называются «колосники», висели снопы.
- А это что за домики?
- Это клети. В них хранили всякие нужные в хозяйстве вещи…
- Целый городок получается!
- Ещё бы! Семья-то вон какая большая. И себя надо прокормить, и скот домашний, и съездить куда-то. Вон там, под навесом, кстати, телега и сани стоят. А теперь обрати внимание на тот домик!
- Какой маленький! Из брёвен, а между брёвнами - мох. И без окошек. А кто там живёт?
- Никто не живёт. Это, Чевостик, баня. В бане славяне парились, мылись и… лечились!
- Лечились? Как это?
- Давай заглянем внутрь…
- Ой, здесь тоже темно!
- Я зажгу лучину…
- Лучина - это что?
- Это такие тоненькие наструганные палочки. Их поджигали и вставляли в специальную подставку - светец.
- Вот в эту штуку со штырёчками?
- Да. Света лучина давала немного, но при ней тёмными зимними вечерами и прясть можно было, и сети рыболовные чинить…
- Лампочка электрическая, конечно, поярче светит, но всё равно теперь можно в бане осмотреться… Ого! Здесь веники из веток. Гора камней в углу. Бочка с водой. И пахнет приятно. Листвой, деревом… А в потолке - маленькое окошко.
- В бане - или, как её ещё называли, в мыльне - раньше парились так: камни раскаляли, на них лили воду, образовывался пар, люди распаривались, хлестали друг друга берёзовыми, дубовыми, можжевеловыми вениками, а потом выбегали купаться. В парилке жарко, а в речке - ух! - вода прохладная! Хорошо!
- А зимой как же?
- А зимой, бывало, и в прорубь после бани ныряли, и снегом обтирались.
- Б-р-р! Холодно же! А вениками стегаться, наверное, больно?
- И не больно, и не холодно, а очень полезно! Иноземцы удивлялись: отчего русичи такие здоровые и сильные? Отчего живут в холодных краях, а хвори их не берут?
- Потому что в банях парились?
- Да! И даже если кто заболевал, ему прописывали баню. Отвары из целебных трав давали пить и на камни раскалённые плескали. Целебным паром человек дышал, закалялся и выздоравливал. «Пар костей не ломит!» - старая поговорка.
- А я в ванне люблю купаться! Там горячая вода сразу - кран открыл, и течёт.
- В ванне тоже неплохо. Но вот я когда-нибудь, когда мы с тобой в деревню поедем, истоплю тебе баньку! Тогда ты сможешь сравнить, насколько в ней приятней, чем в обычной ванной.
- Решено. Ой, дядя Кузя, а там ворота скрипят! Кто-то из дома уходит. Посмотрим?
- Посмотрим.
- Лада! А куда она еду в корзинке понесла?
- Братцу Микитке. Он сейчас в поле, и на обед выбраться некогда. А пойдём-ка и мы за Ладой!
- Пойдём! Тропинка ведёт к широкому полю.
- Подумать только! А когда-то здесь стоял густой лес!
- Лес? Не может быть!
- А давай перенесёмся с помощью времяскока на три года назад и посмотрим, что здесь происходило.
ЗАДАНИЕ
Хочешь посмотреть, как жили люди без электрического света? Тогда устрой с родителями вечер со свечами. Ни в коем случае не включай свет, а попробуй всё делать при свечах: сначала поужинай, потом почисти зубы. А перед сном почитайте с мамой книгу, освещая страницы свечкой. Хорошо ли видны картинки?
В поле
Пахота
- Правда! Мы в лес попали. Только что-то гарью потянуло… Ой, дядя Кузя, пожар! Лес горит! Надо звать людей!
- Успокойся, малыш. Вот они, люди. Все местные мужчины здесь.
- Правда… А почему они смотрят на огонь и не тушат его?
- Потому что сами его и зажгли. Присмотрись: горит-то уже сухой лес. Земледельцы очищают новый участок леса под будущую пашню. Год назад лес подрубили, или, как раньше говорили, подсекли. Подсекли - значит обрубили верхние корни, которые видны на поверхности земли, и убрали кору по кругу. За год деревья подсохли. Сейчас их сожгут, пни выкорчуют, а пепел и зола станут хорошим удобрением. В удобренную землю посеют семена. Поле даст один урожай, на следующий год - другой, может быть, будет и третий, а потом земля истощится.
В ПЕРВЫЙ ГОД ДЕРЕВЬЯ ПОДРУБАЛИ. НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД ПОДСОХШИЙ ЛЕС СГОРАЛ, И НА ЕГО МЕСТЕ ВСПАХИВАЛИ И ЗАСЕИВАЛИ ЗЕМЛЮ. НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ЭТА ЗЕМЛЯ ДАВАЛА УРОЖАЙ. ПОСЛЕ НА НЕЙ ПАСЛИ СКОТ, А ПОТОМ НА ЭТОМ МЕСТЕ ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЛ НОВЫЙ ЛЕС.
- И что будет дальше?
- Участок постепенно снова зарастёт лесом, а земледельцам придётся выжигать новый кусок земли. Такой древний способ обработки земли назывался «подсечно-огневой».
- Очень тяжёлая получается работа! Это тебе не грядки со свёклой пропалывать!
- Ты прав, тяжёлая! Одному человеку с ней было не справиться.
- Вот и собирались все вместе!
- Да, землю обрабатывали не просто семьями - собирались целыми родами, общинами.
- Что такое община, дядя Кузя?
- Община - это когда все важные дела решаются вместе, несколькими семьями… Люди жили бок о бок друг с другом, время от времени собирались на общее собрание, сход, и обсуждали то, что их волновало. И работали вместе. Но пора нам с тобой, Чевостик, возвращаться к Ладе и Микитке. Перевожу времяскок вперёд…
- Мы снова на поле! Во-он там Микитка пашет! Лада к нему с корзинкой побежала. И мы за ней пойдём?
- Пойдём.
- Дядя Кузя, а чем это Микитка пашет? Лошадь тянет за собой какую-то деревянную рогульку, а Микитка сзади за рукоятки держит и вперёд толкает.
- Об этой рогульке есть загадка: «Баба-яга - вилами нога, весь мир кормит - сама голодна».
- Ого! Что же это такое?
- Соха. Главное орудие труда земледельца.
- А почему такое название странное - «соха»?
- Слово «соха», Чевостик, означает «развилка». Сама соха деревянная, а внизу у неё два металлических зуба, которые разрыхляют землю. Сохой крестьяне пахали, ею же закапывали удобрения, боронили…
- Микитке, наверное, тяжело… Хоть он вон какой сильный! Плечистый, высокий.
- Да, пахать сохой - дело нелёгкое. Но отец его с шести лет с собой в поле брал. Мужчине нужно было и силу иметь - пахать, косить, дом строить, - и глаз острый для охоты. И ко всему этому мальчиков с детства приучали, чтобы к юности они уже всё умели. А ещё земледельцы использовали в обработке земли борону.
- А зачем нужна борона?
- Измельчать большие комья земли, чтобы колосьям было легче расти. «Бор» значит «резать», «колоть». Первые бороны вообще делали из обычной ёлки.
- Как из ёлки?
- У ёлки отрубали верхушку и обрезали сучья, но не полностью - небольшие сучки оставляли. Такую борону-суковатку лошадь тащила по полю, а маленькие сучки на стволе разбивали комья земли. Сейчас, конечно, бороны стали делать большими и прочными, с металлическими зубьями и даже с вращающимися дисками!
- Вот здорово! Мы когда в наше время вернёмся, ты мне борону обязательно покажи! Дядя Кузя, а что на этом поле растёт?
- Сейчас - ничего. А рос овёс. Его уже убрали, и Микитка вспахивает поле наново, под ячмень. Ячмень в зиму, под снег посеют, а весной всходы раньше появятся. Здесь, на северных землях, может вырасти не всякая культура. Вот славяне, которые жили южнее, в землях, где лето длится дольше и климат теплее, сеяли ещё гречиху, пшеницу, выращивали на полях лён.
- Лён - из которого одежду делают?
- Не только одежду! Из льняной и конопляной пряжи изготавливали рыбацкие и охотничьи сети. А из грубой льняной ткани - холстины и парусины - делали военные шатры и паруса. Кроме того, на кораблях славян нужны были канаты. Их тоже делали изо льна и конопли.
- Понятно. Дядя Кузя, Лада Микитку накормила, он опять за соху взялся. А девочка назад пошла.
- И мы за ней отправимся. Ещё раз в Игнатову избу заглянем.
- Вот мы опять к крыльцу вернулись. Заходи в дом, вслед за Ладой, Чевостик!
- Хорошо, что нас никто не видит и мы никому не мешаем! Тут все за столом сидят. Уже пообедали, теперь хлеб в мёд макают и едят. Ух, душистый какой! А это кто ещё рядом с хозяином Игнатом уселся?
- Это Афанасий, брат Игната. Это он мёд принёс. Афанасий - бортник.
- Кто?
- Бортник. Так называли людей, которые мёд добывали.
- А-а, так он пчеловод? У него ульи есть?
- Нет, Чевостик. Ульев в те времена ещё не было. Пчёлы жили в лесу, в стволах деревьев. Были и стволы с настоящими дуплами, и специально вырубленные колоды. Вот их-то и называли «борти».
- А людей, которые мёд из колод доставали, поэтому звали бортниками?
- Да. Борти в лесу помечали специальными знаками и охраняли. Тех, кто чужой мёд вздумает воровать или борти ломать, штрафовали!
ПЧЕЛА ОПЫЛЯЕТ ЦВЕТОК И ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ДУПЛО. БОРТНИКИ ДОСТАЮТ МЁД ИЗ ДУПЛА ВМЕСТЕ С СОТАМИ.
- Вот, оказывается, какие сластёны были славяне!
- Не то чтобы сластёны. Вспомни, малыш: сахара-то тогда не было. А пчёлы давали не только сладкий мёд, но и воск. Воск очень ценился и на Руси, и за её пределами. Воском торговали, из него делали свечи.
- И Афанасий воском торгует?
- Торгует. Он к брату пришёл как раз затем, чтобы договориться сегодня выехать в город воск продавать.
- В какой город?
- В Новгород. К утру братья туда и приедут, будут на торгу стоять. Торг - это такая большая ярмарка.
- Дядя Кузя, а что на ярмарке ещё, кроме мёда, продают? А сама ярмарка очень большая? А чем там платят за товар?..
- Сколько у тебя вопросов! Может, нам лучше самим всё увидеть?
- А как, дядя Кузя? Ярмарка ведь только завтра!
- Ты забыл о нашем времяскоке? Стоит лишь перевести прибор на завтрашнее утро - р-раз!
ЗАДАНИЕ
Представь, что ты новгородский бортник, который отправляется в лес за мёдом. У тебя есть специальный инструмент - медорезка, чтобы доставать мёд из дупла, и ведро, чтобы было куда складывать мёд.
Какой ещё тебе нужен предмет, который современному пчеловоду в наши дни не требуется?
Ответ есть в конце книги, но не подглядывай - попробуй угадать сам!
На ярмарке
Меры длины и деньги
- Вот мы уже на широкой рыночной площади Господина Великого Новгорода!
- А где же Игнат с Афанасием?
- Где-то здесь. Давай поищем их. А заодно вдоль торговых рядов пройдёмся.
- Вот это и есть торговые ряды?
- Это и есть. Из мастерских ремесленники доставляют сюда свои товары. Крестьяне привозят из сёл продукты. А заморские купцы выставляют свои иностранные чудеса.
- Сколько всего продаётся! Вон там - всякие материи цветастые. Подойдём?
- Подойдём. Здесь тканые ряды. Красная девица просит у купца три локтя и шесть больших пядей шёлка.
- Почему локтя и пядей?
- Это древнерусские меры длины. Малые расстояния мерили большими и малыми пядями, локтями, а большие - саженями и вёрстами.
- А сколько это? Пядь, например, это много или мало?
- Малая пядь - расстояние между кончиками раздвинутых большого и указательного пальцев, большая пядь - расстояние между кончиками большого пальца и мизинца.
- А локоть?
- Локоть меряется от локтя до конца руки, сжатой в кулак, или до конца вытянутой ладони.
- А сажень?
- Это расстояние от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой при расставленных в стороны руках.
В СТАРИНУ ВСЕ МЕРЫ ДЛИНЫ БЫЛИ СВЯЗАНЫ С ЧЕЛОВЕКОМ.
- Но у каждого же сажень разная! У меня, например, будет совсем малюсенькая саженка.
- Поэтому договорились выбрать рост среднего человека и сделать эталоны длины.
- Эта… что?
- Эталоны. Был самый главный, самый точный локоть - деревянная дощечка нужной длины. Его ещё называли «иванский локоть», он находился под охраной в новгородской церкви Ивана на Опоках. С «иванским локтем» сверялись все купцы… А вот посмотри-ка, малыш, какие красивые ткани русские купцы привезли с Востока! Тут и невесомые шелка, и златотканые ленты…
- Это, наверное, только для богатых?
- Почему же? И простые новгородцы хотели выглядеть красиво. И в других городах на Руси славянки шили себе нарядную одежду. Но да, шёлк и золото не всякому по карману.
- А чем эта девица-красавица за материю купцу платит? Не деньгами, а какими-то меховыми шкурками…
- Это куницы. Когда-то вместо денег расплачивались шкурками куниц. Ещё были золотые и серебряные слитки - гривны. Гривнами сначала называли шейные украшения, а потом и деньги.
- А кругленьких монеток или бумажных денежек не было?
- Нет, в то время монет не было, да и бумажные деньги появились на Руси только несколько веков спустя. Кстати, гривенкой называли и эталон веса - гирьку, по которой сверяли свои меры веса купцы на торгу.
- Эта гирька тоже находилась под охраной, как «иванский локоть»?
- Да. Гривенка тоже хранилась в церкви Ивана на Опоках. Мы её с тобой скоро увидим. Пойдём дальше по торговым рядам!
ЗАДАНИЕ
Измерь ширину своего книжного шкафа в малых пядях. Сколько пядей получилось? Попроси маму или папу сделать то же самое. У кого получилось больше? А теперь измерь в локтях рост самого маленького и самого высокого членов твоей семьи. На сколько локтей один выше другого?
Рыночная площадь
Торговые ряды
- Дядя Кузя, вон там зерно продают!
- Верно, с юга пшеницу привезли. В южных степях хлеб рос хорошо. Оттуда в Новгород везли рожь и пшеницу. Её тогда ещё мало где выращивали…
- Дядя Кузя, дядя Кузя, извини! Вон туда теперь пойдём! Там всякие стёклышки переливаются!
- А-а, в самом деле. Тоже привозные товары - стеклянная посуда и украшения… А вот рядом, смотри, узнаёшь?
- Конечно! Фасоль, орехи, масло… это какое?
- Оливковое. Его привезли с юга, может, даже из Константинополя. А западные соседи привозили нам краски, медь, олово, свинец, вино, селёдку…
- Селёдку! Дядя Кузя, а что это всё привозное да привозное? А мы-то сами кому-нибудь что-нибудь отвозили? Продавали?
- Конечно! Русь славилась своими мехами, мёдом, смолой. Продавали мы и лён, и пеньку, и канаты, и холстину, и сало, и овчину, и шкуры…
- Ну тогда ладно… Смотри, какой-то иностранец разодетый ходит! По-своему говорит. И ещё один! И там - в восточных одеждах!
- Да, в Новгород по торговым делам приезжало много заморских гостей. В городе даже были иноземные торговые дворы - готский и немецкий.
- Дядя Кузя, а что там такое белое на возу из мешочка просыпалось? Сахар! Ты же говорил, что сахара тогда не было!
- Это не сахар, Чевостик. Это соль. Что ж хозяин-то не уследил! Такая ценность, и на землю сыплется!
- Да ну, какая ценность! Подумаешь - горсть соли!
- Это как сказать! Сегодня - может быть, и «подумаешь», а в Древней Руси соль была на вес золота! История России знает времена, когда из-за соли даже бунты случались! Новгородцы добывали соль из морской воды. Воду кипятили на больших железных сковородах или в огромных котлах. Вода испарялась, оставалась соль.
- Здорово! Дядя Кузя, что-то мы Игната с Афанасием никак не найдём. Мы не заблудились?
- Нет, малыш. Мы движемся прямиком к торговцам воском. Сейчас мимо гончарных рядов пройдём, потом ещё немного, и мы на месте.
- А что это за гончарные ряды?
- Здесь продают свои изделия гончары, мастера лепки из глины. Вот, смотри!
- А вот всякие горшки, плошки, кувшины… А ещё глиняные игрушки! Ух ты! Свистульки! Дядя Кузя, я свистулечку себе в коллекцию возьму?
- На ярмарке не брать, а покупать надо. А у нас с тобой ни куниц, ни гривен. Глиняную свистульку я тебе обещаю подарить, когда мы вернёмся в наше время.
- Хорошо.
- Пойдём дальше торг смотреть. Какие ещё товары ты видишь?
- Там - всякие железяки, там - дерево, здесь - меха и полотно… А там, дальше, коровы стоят, мычат, овцы блеют, гуси гогочут, утки крякают… А лошадей сколько! Их тоже продают?
- Да, продают.
- А чем это запахло?
- Мы подошли к рыбным рядам.
- Ой, и правда! Сколько рыбы! Всякая - большая, маленькая…
- Да, рыбаки на Руси были знатные. Рек-озёр у нас несчётно, да и северные моря, хоть и студёные, а рыбы дают много. На севере Руси собирались целые рыболовецкие артели. На реке Волхов, на озере Белом ловили рыбу, которую покупали не только у нас, но и за границей.
- На удочку ловили?
- И на удочку тоже. Но на удочку столько не наловишь! Чтобы наловить рыбы на продажу, рыбаки закидывали неводы, расставляли сети, даже перегораживали небольшие речки частоколом. А ещё на ярмарке торговали рыбьим зубом.
- Чем?
- А вот, смотри!
- Ой, это же бивни! Слоновьи, что ли?
- Нет, не слоновьи. Слоны в России не водятся. Это клыки моржей. В Древней Руси их называли «рыбий зуб».
- Рыбий зуб! Ой, пчела! Кыш, кыш отсюда!
- Это мы вышли к восковым рядам. Мёдом запахло - слышишь? - вот и пчёлы налетели.
- Ага! Значит, и Игнат с Афанасием где-то здесь?
- Скорее всего! Сейчас мы их найдём…
ЗАДАНИЕ
Хочешь выпарить соль, как это делали новгородцы? Налей в кастрюлю воды и насыпь туда как можно больше соли. Размешай и представь себе, что это морская вода. Позови маму и попроси её поставить кастрюлю на огонь. Пусть мама помешивает воду, а ты наблюдай за тем, что будет происходить. Что случится, когда вся вода выпарится? Сколько времени это заняло?
Торговля
Путь из варяг в греки
- Вон он, Афанасий! Сколько народу рядом с его телегой толчётся! И Игнат там же. Помогает торговать.
- Похоже, Афанасий уже весь мёд распродал. Теперь у него воск какой-то купец торгует… Ударили по рукам! Молодец, Афоня!
- А куда этот купец столько воска денет?
- Погрузит на свой корабль и отправится торговать дальше.
- Куда?
- Куда-нибудь на юг. Кто знает, может быть, доберётся воск Афанасия до самой Византии!
- А это далеко?
- Очень далеко! На юге. Там, где в наше время находится страна Турция. С Византией Русь тесно общалась. Порой воевала, но больше дружила. Торговала. Много у Византии переняла в искусстве и религии. Это был наш главный южный сосед.
- Но как же корабль с воском туда, в Византию, доедет?
- По рекам! Раньше на Руси, где дорог ещё и в помине не было, путями служили реки. Зимой их покрывал лёд - торговые караваны ехали по льду, летом в плаванье по рекам отправлялись торговые корабли. По рекам, например, пролегал знаменитый путь из варяг в греки.
Карта пути из варяг в греки
По пути из варяг в греки варяги везли железо, моржовую кость, изделия из китовой кожи, оружие, драгоценности, ткани; из Византии везли вина, пряности, ювелирные изделия, ткани, иконы, книги; из Новгорода - меха, льняные ткани, лес, мёд, воск, кованую и керамическую посуду, оружие, кожи, смолу.
- А кто такой «изваряг»?
- «Из варяг» - значит «от варягов». «В греки» - значит к грекам. Варяги - это северные жители. Отважные, лихие мореплаватели, были они смелы и очень воинственны, совершали набеги на прибрежные поселения по всему северу Европы. Варягов все боялись!
- И мы тоже боялись? И на нас они нападали?
- Бывало, нападали. И даже завоёвывали наши земли. Но мы их нападения отбивали и особенно варягов не боялись. Наоборот, варяги, прослышав, что по русским рекам можно добраться до южных морей, тоже захотели торговать с Византией. Но для этого им нужно было провести свои корабли через всю Русь. Путь из варяг в греки пролегал от Балтийского, или, как его ещё называли, Варяжского моря через несколько рек - Неву, Западную Двину, Волхов, Днепр, Ловать - к Чёрному морю. А через реку Волгу можно было попасть в Каспийское море, а оттуда - в восточные страны.
- И что, русичи пропускали варягов через свои земли?
- Пропускали, но за отдельную плату. А потом сами стали брать товар у гостей на севере, везти его на юг и там выгодно продавать.
- Правильно!
- И хорошо шло у нас дело! Немало русских кораблей выходило по Днепру в Чёрное море, так что это море у нас в стране даже прозвали Русским!
- Хочется посмотреть, как этот корабль с грузом отплывает!
- Так что нам мешает? Пока Игнат с Афанасием собираются в обратный путь, пойдём на пристань, за купцом.
ЗАДАНИЕ
Представь, что ты варяг, который везёт свой товар на продажу. Нарисуй или выбери из своих игрушек что-то подходящее для торговли (посмотри, кто и чем торговал). А другой член твоей семьи пусть будет греком, который везёт собственные товары. Посмотрите по карте, в каком городе вы встретитесь и попробуйте обменять свой товар, не используя слов, ведь вы говорите на разных языках. Удачной торговли!
Водные пути
На кораблях по рекам
- Ой, сколько здесь кораблей! Прямо вся речка заполнена!
- Не простыми кораблями - торговыми судами. Новгород расположен на перекрёстке водных торговых путей. Заморские суда то и дело подходят к пристани и отходят от неё. Одни разгружаются, другие загружаются…
- А у нашего купца, оказывается, тоже не один корабль, а много!
- Целая флотилия!
- А зачем так много?
- Торговому каравану предстоит долгое плавание. В пути может всякое случиться. На реках бывают пороги, на морях - шторма. Если один корабль терпит бедствие, другие ему помогают. А если купцы отправлялись по суше или зимой - по льду, повозки тоже по одной не ездили. Собирались целыми поездами, караванами.
- Если одна поломается, другие помогут починить?
- Да. Кроме того, в лесах по берегам рек встречались и лихие люди, разбойники.
- Ой!
- Да уж! Ограбить могли, если в одиночку отправишься! Поэтому купцы старались держаться вместе.
- Какой красивый у купца корабль!
- Да, красивый! Это деревянная ладья. Издревле делали лодки из гибких прутьев, обшивали их корой, а сверху - кожей. А ладьи славяне стали делать позже. Брали целые стволы деревьев, на брёвна нашивали борта и оснащали ладьи вёслами и снастями. Ладья - судно прочное и лёгкое. Его и по суше легко передвигать.
- Зачем по суше?
- В некоторых местах ладьи приходилось из воды вытаскивать и двигать с помощью катков на волоках.
- Дядя Кузя, а в ладье много гребцов?
- Да, в ладье помещается от 20 до 40 человек, и даже больше.
- И парус большой. Сзади сидит человек, который гребцами командует. А спереди - другой. Он что делает?
- Смотрит вперёд, нет ли мелей или порогов…
ЗАДАНИЕ
Возьми толстую книгу - она будет изображать большую ладью. Попробуй подвигать свою «ладью» по ковру.
А теперь возьми фломастеры. Пусть это будут «брёвна». Подкладывай их под книгу так, как мореплаватели подкладывали брёвна под свои корабли.
Попробуй катить «ладью» по «брёвнам», и ты увидишь, как славяне передвигали корабли по суше.
Военные походы
Легендарные операции
- Дядя Кузя, вот ты рассказываешь, что варяги на своих кораблях на всех нападали. А наши ладьи только товар возили или тоже воевали?
- Воевали, а как же! Русские воины на морских ладьях ходили в военные походы и в шведские, и в византийские владения, и в Каспийское море, и в Чёрное. Ходили и в Белое, которое тогда звали Северным славянским. И даже в дальнее Средиземное море ходили русы. На простых судёнышках храбрые славяне атаковали вооружённые боевые корабли врагов и в жестоких боях захватывали их! На Константинополь дружины вели Аскольд, князь Игорь, князь Святослав.
- Настоящие герои!
- Вот тебе только один пример славного военного похода русичей. Князь Олег ходил в Константинополь, столицу Византии. Летописи говорят, что в его флоте было 2000 ладей по 40 человек в каждой. Поход был удачный, русичи получили у побеждённых византийцев 25 тысяч гривен дани. Это очень богатая дань! Олег повесил свой щит на воротах Константинополя. Византия запросила мира. Русь получила возможность торговать в столице Византии без всяких пошлин - без специальной платы.
- Молодец Олег! Дядя Кузя, смотри, весь караван судов от берега отплыл. За поворотом скрылся…
- Счастливого плавания! А Игнат с Афанасием тем временем на вырученные деньги ребятишкам успели накупить на ярмарке подарков. И сладостей, и игрушек. Игнат жене Настасье и матери, бабе Клаше, везёт по цветастому платку. Отправились наши герои уже восвояси.
- То-то радости будет и Ульяне, и Микитке, и Ладе, и Алёнке, и Настасье, и бабе Клаше!
- Но пора и нам с тобой, малыш, в путь отправляться…
- Куда?
- Домой. В своё время. Перевожу времяскок на двадцать первый век…
Вот мы и дома!
- Вот мы и дома!
- Как тут всё необычно! Лампочки горят… Откроешь кран - горячая вода течёт… Чайник электрический сам выключается… Мы живём - и не замечаем! А раньше люди вообще без этого жили - и ничего, обходились!
- Обходились. Но и без всякой техники жизнь у наших предков была насыщенной и интересной.
- Они так много всего умели! Так много знали! У них там, оказывается, так красиво - в Древней Руси!
- Чевостик, а что тебе больше всего из нашего путешествия запомнилось?
- Многое! И как Микитка землю сохой пахал, и как в бане душистые веники пахли, и какие племена славян где расселились, и как Настасья из печи хлеб вынимала… И ярмарка запомнилась - там шелка локтями меряют, а расплачиваются мехами-куницами. И конечно, ладьи! Как они пройдут трудный путь из варяг в греки? Доберутся ли до далёкой Византии?
- Обязательно доберутся! Это я тебе как потомок славян говорю!
Чтобы добыть мёд, новгородскому бортнику нужно было вскарабкаться на дерево. Сделать это ему помогали специальные древолазные шипы, которые он прикреплял к своей обуви.
|