Библиотека / Эзотерика / Разное : " Тело И Душа Как Научные Понятия В Каббале " - читать онлайн

Сохранить .
Источник информации: Тело и душа как научные понятия в каббале
        Ученый-каббалист М.С.Лайтман, профессор онтологии и теории познания, (философия PhD, биокибернетика MSc)
        Все теории тела и души, распространенные в мире, можно объединить в три категории:
        1. теория веры;
2. теория дуализма;
3. теория отрицания.
1. Теория веры гласит, что нет ничего, кроме души или духа. По мнению сторонников этой теории, существуют духовные сущности, отделенные друг от друга по качеству, называемые «души людей», обладающие самостоятельно существующей реальностью прежде, чем они спускаются и воплощаются в теле человека. Смерть физического тела не влияет на эти сущности, поскольку они духовны, то есть являются сущностями простыми. По мнению сторонников этой теории, смерть - это не более чем разделение между основами, из которых состоит сущность, и поэтому она относится к материальному телу, являющемуся конструкцией из этих основ, каждый раз разделяемых смертью. А душа, будучи духовным образованием, представляет собой простую сущность, в которой нет составляющих, и поэтому она не может разделиться так, чтобы это повлияло на ее строение. В соответствии с этим, душа бессмертна и существует вечно. Тело, по утверждению сторонников этой теории, представляет собой некое одеяние для души - этой духовной сущности. Душа облачается в тело и через него проявляет свои силы, качества и различные навыки. Таким образом, душа дает жизнь телу,
приводит его в движение и предохраняет от любых повреждений. Тело само по себе не имеет жизни, в нем нет ничего, кроме мертвой материи, в виде которой оно и предстает, когда душа покидает его. А все признаки жизни, которые наблюдаются в теле человека, являются лишь проявлением сил души. Эта теория наиболее распространена, ее положения разделяет большинство людей. Однако она не дает ответа на вопросы: что представляют собой тела всех остальных творений, кроме человека? Есть ли душа и у них? Можно предположить, что у человека есть некая «внутренняя душа», которая облачается в его биологическое тело и приводит его в движение. Но чем тело человека отличается от тел животных, что оно удостоено этой «внутренней души»? Сегодня медицина позволяет производить замену различных органов тела, и если не сейчас, то через несколько десятков лет, сделает возможной замену практически всех органов. И в таком случае остается неясным, в чем состоит исключительность тела человека. Возможно, каждое тело предназначено для конкретной души? Согласно этой теории, тело является следствием души, и составляющие души будто бы
оказывают воздействие на строение тела, его форму. Но подобное утверждение плохо согласуется с фактом пересадки органов. Оказывает ли она влияние на душу? Или, наоборот, изменения в душе приводят к изменениям тела? В концепции рассматриваемой теории больше вопросов, чем ответов. Однозначно она утверждает лишь следующее:
* Существует душа и существует тело. Душа представляет собой нечто внутреннее, а тело - нечто внешнее, и одно облачается в другое.
* Душа является вечной частью, а тело - преходящей. Тело живет и умирает, у него своя жизнь, напрямую не зависящая от вечной сущности души.
* Всякий раз, как тело выполняет свою функцию, оно исчезает.

2. Теория дуализма По мнению апологетов этой теории, тело является совершенным созданием. Оно живет, питается, в мере необходимости заботится о продолжении своего существования и нисколько не нуждается в помощи какой бы то ни было духовной сущности. Однако это тело отнюдь не считается сутью человека. Основу сути человека представляет разумная душа, которая является духовной сущностью, что перекликается с мнением последователей первой теории. Расхождения в этих двух теориях касаются лишь определения тела. Развитие науки показало, что все необходимые жизненные потребности заложены природой в самом теле, а это не оставляет места для деятельности души внутри тела, ограничивая ее функцию лишь навыками и хорошими качествами, их духовными видами. Таким образом, сторонники дуализма верят в обе теории одновременно, но при этом утверждают, что душа является первопричиной тела, то есть тело является порождением и продолжением души. Основываясь на наблюдениях жизни животного и растительного мира, данная теория утверждает, что существует тело с его животной душой. Это присуще и людям и всем остальным созданиям. Но
существует и особенная, «духовная» душа, которая облачается только в человека. Эта душа может облачаться в тело и покидать его, что означает наличие кругооборотов душ в рамках телесной жизни. Тело при этом продолжает существовать вне зависимости от наличия или отсутствия у него духовной души - его жизнедеятельность обеспечивается животной душой. Таким образом, духовную душу человек получает в особом виде, в особое время, благодаря особым усилиям, и не каждый может сказать, что она у него есть, тогда, как животная душа имеется у каждого. Такая теория является более удобной. В то время как первая теория оставляет открытым вопрос о животных и растениях, дуальная теория, разделяя тело с его жизненной силой и душу, говорит о ней, как о некой «добавке», облачающейся в тело, однако добавке необязательной - можно жить и без нее. Действительно, как вы и сказали, современная наука подтверждает, что тело само в состоянии поддерживать себя и не нуждается в силе или участии чего-то подлинно духовного, в каком-то особом отношении Творца. Можно также поддерживать жизнь в органах, отделенных от тела, нужно лишь
обеспечивать им питание и выводить наружу шлаки, что даже не требует наличия тела, как такового.
        По-видимому, человечество раскроет и изучит все эти законы, управляющие жизнедеятельностью биологических видов. И для этого, не нужна какая-то особая связь с Творцом. Тело же души и свет души не относятся к биологическому телу с его животной жизненной силой, они постигаются посредством уподобления свойств, возвышением над природой человека.

3. Теория отрицания Этой теории придерживаются исследователи, отрицающие наличие в теле некой духовной реальности и признающие только его материальность. Согласно их утверждениям, разум человека также является производным тела. Они представляют тело подобным исправной электрической машине с проводами, протянувшимися от тела к мозгу. Весь механизм приводится в действие контактами организма с внешними раздражителями и направляется ощущениями
«боль» или «наслаждение» в мозг, который дает команды определенным органам в мере необходимости произвести то или иное действие. Все управляется посредством нервов-проводов и жил, присоединенных к ним по программе: отдалить орган от источника боли и приблизить его к источнику наслаждения. Именно таким образом, утверждают сторонники теории отрицания, в человеке происходит осмысление и вырабатывается реакция на все жизненные ситуации. А наше ощущение разума и логики внутри мозга подобно снимку или отпечатку с того, что происходит внутри организма. Ощущение это является неоспоримым преимуществом человека, и представляется возможным благодаря его развитости по сравнению с представителями животного мира. Согласные с данной теорией встречаются и среди сторонников теории дуализма. Но все же они добавляют к ней некую вечную духовную сущность, называемую «душа». По их утверждениям, эта душа является сутью человека и облачается в тело-оболочку. Таковы, в общем виде, теории, описывающие в гуманитарной науке такие понятия как тело и душа.
        Тело и душа как научные понятия в каббале Наука каббала призвана раскрыть для изучающих высший мир, причем, в той же мере явственности и достоверности, в которой естественные земные науки раскрывают человеку наш мир. Все знание о высшем мире получено учеными-каббалистами в результате непосредственных опытов и исследований на себе как на материале. Поэтому в науке каббала нет ни одного слова, которое имело бы теоретическую основу - все излагается только как результат практического постижения. Очевидным для всех фактом является то, что человек по своей природе подвержен сомнениям, и любое заключение, которое человеческий разум определяет как очевидное, по прошествии времени подвергается сомнению. Это приводит к теоретизированию, в отношении прошлых фактов дается другое заключение, которое на некоторое время считается очевидным. И если человек действительно обладает абстрактным мышлением, он ходит по этому кругу всю свою жизнь: очевидность вчерашнего обращается сомнениями сегодня, а сегодняшняя очевидность превратится в сомнения завтра. Таким образом, в рамках самой абсолютной очевидности невозможно
прийти к уверенному умозаключению больше, чем «на сегодняшний день». И потому, основываясь на научных открытиях, разумеется, невозможно точно охарактеризовать тело и душу. Ведь сколько бы человечество не продвигалось в рамках общепринятой науки, всегда будут происходить новые открытия, и завтрашний день всегда будет отрицать день вчерашний и день сегодняшний, каждый раз выводя нас на иное направление. Продолжающиеся исследования тел и окружающих нас явлений природы на неживом, растительном, животном и говорящем уровнях этого мира, дают человеку повод размышлять о более глубокой части, которую он не ощущает. Он просто предполагает, что она существует или не существует, рассуждая о том, в каких случаях она присутствует внутри тела, в каких случаях выходит из него, и так далее. Это духовная часть, которую наука обнаружить не в состоянии. Однако человек все-таки предполагает наличие этой части вследствие обнаружения тех или иных действий на уровне самой материи. Разумеется, любые научные исследования не касаются души, о ней лишь рассуждают, основываясь на изучении материи. И потому три вышеприведенные
концепции о душе и теле не могут считаться объективными. Каббалисты же, достигая восприятия духовной части, получают возможность исследовать непосредственно душу. Они воспринимают ее так же, как ученые воспринимают материю со всеми ее свойствами, открывая и изучая законы ее существования во всех, даже самых сложных, формах. Постигая духовный материал и его формы - света, облачающиеся в этот материал, каббалисты проводят его исследование так же, как ученые исследуют физическую материю. И потому можно полагаться на их выводы.
        Открытое и скрытое Современная наука уже пришла к пониманию того, что в окружающей нас действительности нет абсолютно очевидного. Каббала же всегда запрещала теоретизирование и использование теоретических выводов, даже на уровне предположений. Ученые-каббалисты разделяют науку на две части: открытую и скрытую. Открытая часть науки включает в себя все, что мы понимаем при простом осознании, когда изучение строится на практической основе, без какого-либо теоретизирования, исходя только из практических, опытным путем полученных данных и следующих из этого выводов. Скрытая часть науки содержит знания, постигнутые нами самими, или полученные от авторитетных источников, но в мере, недостаточной для анализа с позиций здравого смысла и простого осознания. Эта часть знаний временно принимается как «простая вера» и ни в коем случае не исследуется, поскольку в этом случае исследование будет строиться не на практической основе, а на теоретических измышлениях. Следует принимать во внимание, что термины «открытая» и «скрытая» части науки указывают не на определенные виды знаний, а на осознание их человеком. Те
знания, которые человек раскрыл в реальной практике, называются «открытыми». Знания же, которые еще не получили такую степень постижения, определяются как
«скрытые». Таким образом, когда речь идет о нашей природе и природе духовной, следует помнить, что, в конечном итоге, это одна и та же природа. Просто доступная для раскрытия часть материальной и духовной природы называется открытой, а то, что человек раскрыть не в силах является скрытой частью. То, что постигается, - остается и служит основой для более глубоких постижений. Даже когда последующие исследования отрицают предыдущие, все равно последние служат фактической базой для первых, благодаря этому и происходит продвижение вперед. Сегодняшнее никогда не перечеркивает вчерашнее, речь всегда идет о более истинном, более глубоком восприятии. Раз за разом, суммируя результаты исследований, исследователи переходят от вехи к вехе и в естественных науках, и в науке каббала, получая при этом все более и более внутреннюю картину реальности. Своими исследованиями природы мы каждый раз снимаем новый пласт, все дальше проникая внутрь. Природа их такова, что всякая новая ступень как будто бы разрушает предыдущую, однако это не разрушение, а созидание. Новая жизнь невозможна, пока не закончится и не исчезнет
старая. Но без опоры на все, что переходит от поколения к поколению, от состояния к состоянию, этого не произойдет. При этом не происходит деление на субъект-исследователя и объект исследования, поскольку это одно и то же. Мы никогда не раскрываем мир сам по себе, глядя на него со стороны в качестве исследователей. Исследователь раскрывает мир внутри своих органов восприятия (каббалисты называют их «телом» души), соответственно своим качествам. Открывая для себя новую концепцию, ученый обладает соответствующими этому уровню познания эмоциональными (чувства) и рациональными (разум) качествами восприятия. В соответствии с этим, каббала считает допустимым использовать только достоверные знания, которые были практически доказаны, то есть в реальности и истинности которых у нас не может возникнуть никакого сомнения. Поэтому невозможно принять какое-либо научное знание о понятиях «душа и тело» из первой и второй теорий, ибо выводы исходят из религиозных рассуждений. Действительно научные знания о душе и теле могут быть получены только при использовании методики, предоставляемой наукой каббала, поскольку
приобретаются они опытным путем и подтверждаются практикой - так, что человек не сомневается в их достоверности. Учитывая вышеизложенное, допускается возможность использовать в определенной степени только третью теорию, занимающуюся исключительно вопросами тела, и лишь те данные, которые доказаны опытом, и по поводу которых нет никаких разногласий. Наука каббала изучает лишь материал и форму, облаченную в материал. На основании полученных данных делаются выводы о человеке и окружающей реальности, в которой он существует. Повторяемость получаемых результатов привела к появлению концепции, согласно которой весь наш мир - это особое восприятие, свойственное нашим органам чувств. В них же определяется и восприятие человеком самого себя. А постижение объективной реальности, которая не зависит от человека, то есть свободна от влияния его «я», является невыполнимой задачей. Каббалисты говорят, что лишь в конце всех исследований, когда человек изменит себя в соответствии с высшей силой и уподобится ей, он станет способен воспринимать реальность без ограничений - такой, какой она существует вне органов
восприятия. Такое состояние названо миром Бесконечности.
        Критика третьей теории Основной недостаток третьей теории состоит в том, что она чужда духу образованного человека, поскольку уничтожает личность и представляет его в виде машины, приводимой в действие посредством внешних сил. Из нее следует, что у человека нет никакого свободного выбора в своих желаниях, он находится под полным контролем сил природы, все действия совершает по принуждению, не получает ни вознаграждения, ни наказания за свои поступки, поскольку закон вознаграждения и наказания распространяется только на имеющего свободу волеизъявления. Эта теория чужда как религиозным, верящим в вознаграждение и наказание Творцом, и уверенным в своей благой цели, так и нерелигиозным. Ведь согласно этой теории, мы, обладающие разумом, являемся игрушками в руках слепой природы, которая ведет нас неизвестно куда. И потому эта теория плохо адаптируется в мире. Принято считать, что тело, которое согласно третьей теории называется машиной, не является истинным человеком, а суть человека, его «я», представляет собой невидимую и неощущаемую вечную духовную сущность, в скрытой форме воплощенную внутри тела.
Но как эта духовная сущность может привести тело в движение, ведь, в соответствии с утверждением философии, у духовного нет никакого контакта с материальным, и оно не оказывает на него никакого влияния? Таким образом, ни философия, ни метафизика не могут предоставить решения по вопросу о душе. Сегодня наука в состоянии объяснить наличие различных аномальных явлений. Современные исследования как будто бы не оставляют места для души, однако, вглядываясь в жизнь пристальней, человек все же полагает, что кроме биологической электромашины, называющейся
«человек», существует еще что-то, некая духовная часть, выходящая за рамки наблюдаемой природы. Что же дает человеку основания полагать, что в нас присутствует некая вечная часть, остающаяся после смерти тела? Аргументы сторонников этого утверждения ничем не подтверждаются, и потому, безусловно, на них нельзя полагаться. Каббалисты же говорят, что пока человек не ощутит свою душу, ему невозможно объяснить, что это такое и как он в этом случае будет чувствовать духовный мир. Ни одна из существующих методик в мире не может утверждать, что она способна показать человеку его душу. Все они основаны на таких
«открытиях», которые не выдерживают никакой научной критики, и являются следствием не более чем психологической реакции. Так есть ли в нас душа на самом деле? Или мы подобны животным, которые живут и умирают, и даже мысленно не способны наделить себя какой-то вечной частью?
        Заключение Все, что ощущает человек, он ощущает в своих пяти органах чувств. Суммарная картина воспринимаемого в пяти органах чувств анализируется в мозгу, сравнивается с уже известным ему и преподносится сознанию как образ себя самого и картина окружающего мира. Таким образом, как свое тело, так и окружающую его действительность, человек воспринимает как результат ощущений пяти органов чувств. Ни тела, ни окружающего мира, как таковых, не существует - они являются следствием наших ощущений. И если бы человек вообще не имел органов ощущений, то не ощущал бы себя. Если бы органы ощущений были иными по количеству или по качеству восприятия, то человек ощущал бы себя иначе, иначе воспринимал свое тело и окружающий его мир: соответственно тем ощущениям, которые поставляли бы ему органы чувств. Все, ощущаемое человеком в пяти органах чувств, называется «раскрытое». Естественно, что у каждого индивидуума своя мера раскрытого, зависящая от его чувственного и умственного развития. Раскрытое может быть:
* частным, индивидуальным;
* общим - раскрытым всему человечеству на каждом конкретном этапе его развития. Еще не раскрытое, но потенциально подлежащее раскрытию в будущем, называется «скрытое». Оно также подразделяется на два вида:
* скрытое, которое мы сможем раскрыть когда-либо в будущем в наших пяти органах чувств;
* скрытое, которое мы никогда не сможем раскрыть в наших пяти органах чувств. Не раскрываемое в пяти органах чувств может быть раскрыто в шестом органе чувств. Каждый человек несет в себе зачаток шестого органа чувств, который он может развить. Методика развития шестого органа чувств называется «каббала». По аналогии с ощущениями тела и окружающего в пяти органах чувств, ощущение в шестом органе также состоит из двух составляющих:
* тело - называемое «душа»;
* окружающее - называемое «высший мир». Ощущение высшего мира воспринимается как ощущение вечности, совершенства, всезнания. И тогда человек видит, что три вышеупомянутые теории: веры, дуализма и отрицания, - являются исключительно плодом воображения человеческого разума, не достигшего подлинного духовного раскрытия.
        Теперь вернемся к вопросу о кругооборотах душ. Существует общая связь между всеми частями творения, находящегося перед нами в действительности, существующей и развивающейся по закону причинно-следственной связи. И это справедливо как для целого, то есть, для всего мироздания, так и для каждой части в отдельности, то есть, в каждом творении этого мира, во всех четырех видах: «неживой», «растительный», «животный»,
«говорящий», - действует закон причинно-следственной связи. Более того, даже любая частная форма личного поведения, на которое опирается творение в каждое мгновение своего существования в этом мире, определяется предшествующими факторами, вынуждающими поведение изменяться именно так, и не иначе. И это понятно и ясно всем, кто посмотрит на порядок действия вещей в нашем мире, в природе, с чисто научной точки зрения и без личного пристрастия. И так мы должны препарировать предмет, чтобы иметь возможность рассмотреть его со всех сторон.
        Любой объект в нашем мире состоит, как следствие, из четырех предыдущих, воздействующих на него факторов. То есть, если я говорю о каком-то существующем объекте, то он существует потому, что является следствием четырех воздействующих на него факторов:
* Первый фактор - это его основа, внутренняя суть.
* Второй фактор - причинно-следственные связи, относящиеся к свойствам основы, которые не изменяются.
* Третий фактор - это внутренние причинно-следственные связи, которые изменяются под воздействием внешних сил.
* Четвертый фактор - причинно-следственные связи внешних сил, факторов, воздействующих снаружи.

1. Основа - это первичный материал данного создания, из которого оно возникло. Неизменные свойства основы - это порядок его развития. Например, гниение зерна пшеницы в земле вызывает появление нового ростка пшеницы, то есть того же вида. Зерно сгнивает - внешняя форма полностью исчезает, подобно тому, как наше тело разлагается в земле, но основа остается и дает новый побег, подобно тому, как наша душа вынуждает родиться новое тело, чтобы облачиться в него.
2. Неизменные свойства основы. Основа (зерно в данном случае) никогда не примет форму других хлебных злаков, например, овса, а лишь предшествовавшую ей форму, которая потеряна ею, то есть, форму пшеницы. Возможны определенные изменения в количестве и качестве нового побега, которые зависят от окружающей природы, - почвы, удобрений, влаги, солнца - однако, основа формы пшеницы (то есть прежней сути), не претерпевает никаких изменений.
3. Свойства, изменяющиеся под воздействием внешних сил. Под воздействием внешних факторов качественно меняется оболочка сути - зерно остается зерном, но его внешняя форма меняется и зависит от окружающей среды. Дополнительные внешние факторы присоединились к сути и вместе с ней дали новое качество за счет влияния внешней среды. Это может быть солнце, земля, осадки - относительно зерна; или общество, группа, книги, Учитель - относительно человека.
4. Изменения внешних сил. Человеку необходимо окружение, которое развивается и постоянно влияет на развитие человека. А человек, развиваясь, влияет на окружение, побуждая его к росту, что, в свою очередь, вновь поднимает человека. Таким образом, человек и его среда параллельно растут. Этими четырьмя факторами определяются все состояния каждого творения. И даже если человек сутки будет проводить в исследованиях, все равно ничего не сможет изменить или добавить к тому, что предоставлено ему этими четырьмя факторами. И как бы мы ни действовали, ни думали, что бы мы ни делали, что бы мы ни приобретали - все заключается только в этих четырех факторах. И любое добавление, которое только сможет найти, будет лишь количественным, определенным большей или меньшей степенью разума, в то время как качественно здесь абсолютно нечего добавить. Ведь эти факторы принудительно определяют наш характер и форму мышления и выводов.
1) Свою суть человек изменить не может.
2) Законы, по которым меняется его суть, человек изменить не может.
3) Законы изменения его внутренних свойств в зависимости от внешних воздействий - человек изменить не может.
4) Окружающая среда, от которой он полностью зависит - человек может изменить! Если человек может в настоящем влиять на окружающую его среду, он определяет этим свое будущее состояние. Единственное, на что может повлиять окружающая среда, это на качество и количество, то есть, на темп и на качество того пути, который пройдет человек: пройдет ли человек его с болью, в страхе, в страданиях, в тысячелетиях кровопролитных войн или он пройдет его спокойно, комфортно, поскольку сам стремится к цели.
        Теперь рассмотрим, как все это связано с кругооборотами душ. Личность каждого особенна уже тем, что происходит из своего корня, единственного только для нее. Это все равно как два волоса никогда не могут вырасти из одного корня, у каждого есть свой. Так же точно два человека выходят из разных мест созданного общего творения- желания Души-Адама. Т.е. исходные желания, вернее их сочетания (каждая душа состоит из 613 желаний) индивидуальный. И хотя далее могут развиваться совершенно одинаково, в одинаковых условиях, будут совершенно разными. Не случайно у каждого из нас - такое острое ощущение своей единственности. Каждая частная душа одевается в тело нашего мира. Каждое новое поколение представляет собой старые души в новом одеянии-теле. Каждая новая земная жизнь строится на основе сотен предыдущих жизней-поколений. Умирать земному телу необходимо: накопленный опыт и знания в закончившейся жизни из информации обращаются в свойства, с которыми уже рождается новое тело. Происходит это благодаря тому, что накопленные знания могут сохраниться и перейти в желания только в виде, освобожденном от формы, в
виде простых сил, т.е. когда душа не связана с телом. Поэтому необходимо периодическое переодевание души в новое тело. Возьмем к примеру нас и наших детей: насколько они быстро осваиваются с новыми компьюторными игрушками, техникой, хотя не их, а наше поколение это изобрело. Причина такой успешной адаптации человека к миру в том, что его знания из прошлой жизни обратились в свойства в этой жизни и позволяют ему естественно воспринимать то, что для нас, даже создавших новые вещи - неестественно. То, что мы приобретаем в виде опыта, знаний, в последующем поколении проявляется уже как закон, как программа, и следующее поколение начинает свое развитие на уровне предыдущего. В следующей жизни я приду в этот мир со свойствами, позволяющими мне больше продвинуться к цели, приблизиться к Творцу. Вопрос лишь в том, как использовать каждый кругооборот самым эффективным образом.

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к