Библиотека / Фантастика / Русские Авторы / AUАБВГ / Белояр Ирина : " Капкан И Комуз " - читать онлайн

Сохранить .
Капкан и комуз Ирина Белояр
        Мрачная философская мистика с фрейдистским оттенком. Что такое страх - изнанка любви, или ее первооснова, или порождение? У реальности много лиц.
        В общем, тут все обкурились. Кто предпочитает ясность и позитив - не ходите сюда. У меня есть тексты, где ясности гораздо больше… хотя позитива в них еще меньше, если такое возможно.
        Ирина Белояр
        Капкан и комуз

1.
        Август-месяц. Тучи комаров. Солнце по ночам касается кромки леса.
        - Сядут сейчас.
        - Откуда знаешь?
        - Я там садился. Дважды.
        Катерок и вправду сел на мель, фигурки замельтешили, кто-то полез в воду…
        - Давно ты здесь?
        - Второй год.
        - Не скучно?
        Он пожал плечами:
        - А тебе?
        - За пару недель не соскучишься.
        - Время - субъективная категория.
        Огромный пес бродит по кромке отлива, расшвыривает плавник, выискивает дохлую рыбешку.
        - Как его зовут?
        - Тимур.
        - Почему?
        - Потому что хромой. Злой, хромой из средней истории, - улыбается Артем.
        - Ага, ты еще помнишь пионерскую классику.
        - Я много чего помню. Вот, например: мужчина и женщина. Его несет в порог, она бегом продирается по берегу. Срывается вниз, в реку. Пытается удержаться за осклизлое бревно. Гнилая деревяха выскальзывает из рук, выскакивает на струю и застревает ниже по течению. Мужчина тормозит на этой деревяхе, женщина тонет в бочке… жизнь за жизнь.
        Он рассказывает медленно, взгляд в упор - вызов зверя.
        Мурашки по коже: это же мой прошлогодний сон. Тот самый, который положил начало моим североморским приключениям. Не было бы сна - ничего бы не было. Неодолимое влечение на страх - так наверно загипнотизированная птица лезет в пасть удаву… сами мы делаем свою реальность - или привлекаем ее своим сумасшествием, как запах свежей крови привлекает хищника?
        Откуда Артем знает мои сны?
        - …Время субъективно. А во сне - особенно.
        Он полулежит на валуне: затылок на сцепленных ладонях, локти торчат в стороны, как крылья грифа.
        Дедушка Фрейд был в корне не прав. Любовь и самоуничтожение - не антагонисты. Это два потока, которые, набрав силы, сливаются в один: имя ему - блаженство смерти… а что такое смерть?
        Вот такая картинка сложилась тогда во сне. Что-то прорвалось наружу - то ли магма подсознания, то ли зов предков, пивших кровь убитых зверей… Ушли обычные земные заботы, нежные теплые отношения. Самым вожделенным чувством стал страх.
        …Это даже не любовь. Адское зеркало, в которое боишься заглянуть, потому что увидишь в нем больше чем лицо, больше чем тело, больше чем одежду - увидишь себя… а может, это и есть любовь - когда боишься увидеть в другом себя, боишься - но не можешь не заглянуть?
        Где-то крикнула чайка. Где-то плеснула нерпа. И опять тишина, только тоненький комариный комуз.
        - Артем.
        - Да?
        - Хм… это мы с тобой были там, в пороге?
        Смеется:
        - Нет.
        - А кто?
        …Люди в заливе сняли, наконец, катерок с мели. Пытаются завести мотор. Не выходит.
        - В детстве тетка рассказывала, как чуть не погибла моя мать. Давно, за несколько лет до моего рождения… С тех пор я регулярно видел кошмарные сны с таким сюжетом. В детстве, в юности, и когда взрослый уже стал… Однажды, два года назад, мать все-таки утонула. Приснилось, что утонула. А на следующий день захлебнулась в ванной. Наяву.
        - Какое жуткое совпадение.
        - Совпадение? Я бы тоже так думал. Если бы не шаманил перед этим. Возвращаясь из нижнего мира нельзя быть до конца уверенным, в какой из своих снов ты возвращаешься. Я случайно оказался в нынешнем сне. Меня здесь не было. Меня здесь не должно было быть.

2.
        Костерок из плавника - плохая защита от комаров, а ветра сегодня нет совсем. В лесу еще хуже: пока собираешь чернику, смолить нужно постоянно, иначе лицу совсем хана.
        - Где Тимур лапу потерял?
        - Сам отгрыз. Из капкана освободиться хотел. Так часто бывает.
        - Это тебе в деревне сказали?
        - Нет, он нездешний, из леса прибежал.
        - Тогда откуда ты знаешь про капкан?
        - Мало ли, откуда я чего знаю, - усмехается он. И опять морозец по коже…
        Страх - основа всему. Из страха рождается страсть - любовь, ненависть, любопытство… но из страха рождается также слабость - серенький мир, заточенный в четыре стены, опечатанный городом мир, постепенно сходящийся в материальную точку. Наступает момент, когда необходимо выбирать между этими двумя страхами… глупости, ничего мы не выбираем. Все уже выбрано. Ты - то, что ты есть, даже если твоя сила обращена против тебя.
        - Тимур тоже из нижнего мира пришел. Вообще-то у него другое имя, но его нельзя вслух.
        - Артем.
        - Да?
        - Кто был с твоей матерью там, в пороге?
        Смеется.
        - Любимый человек.
        - Ты его знаешь?
        …Смотрит в упор, раскачиваясь как удав. Раскуривает что-то. Усевшийся рядом Тимур начинает выть, надсадно, по-волчьи.
        - Держи.
        Самокрутка в руке шамана как чаша с ядом, как шнурок для приговоренного, как пропасть, в которую нужно прыгнуть. Может, это тоже сон? Нет не сон… Рациональное берет верх - так бывает, когда повязка на глазах должна остановить накатывающий ужас. Это всего лишь какая-то наркота. Причем здесь фатум?
        Затягиваюсь. Дрожащая пленка воздуха уплотняется, превращаясь в зеркало. Откуда-то слышен комуз… в зеркале мечутся тени, в зеркале мужчина захлебывается в потоке, в зеркале женщина бежит по берегу… В зеркале - Артем… но это же не его, это мое собственное лицо - и оно смеется!
        Капкан. Моя кисть погружается в зеркало. Совсем чуть-чуть, одно движение микромышц - капкан оказывается на пути женщины. Женщина - мать Артема - остается на берегу, остается жива, чтобы через пять лет подарить жизнь сыну. Мужчина, мой отец, тонет - за пять лет до моего рождения.
        Значит, все?.. Что-то не так. Должны были выжить оба, иначе как же…

3.
        Мое тело - тело Артема. Мозг Артема знает: должна прийти женщина, от которой зависит жизнь. Артем курит, звучит комуз, Тимур дремлет, положив голову на огрызок лапы. Оба ждут женщину, и она приходит. Горит костерок из плавника. На море маленькие человечки пытаются сняться с мели, где-то там, во времени и пространстве. Время - штука субъективная. Два года - вся жизнь - жизнь за жизнь…
        Женщина смещает капкан - совсем чуть-чуть, одно движение микромышц… капкан исчезает с пути собаки. Артем видит в зеркале Тимура, но это же не собачья морда, это мое собственное лицо, и оно улыбается! Сколько же тебе лет, брат… время субъективно, особенно в нижнем мире.
        Капкан хищно схватывает ступню бегущей женщины… в зубах остается кусок кроссовки. Оступившись, женщина срывается с обрыва, ее относит потоком, пальцы судорожно тянутся к мокрому бревну, до которого не хватает нескольких сантиметров… мужчину крутит в бочке… а в голове вертится идиотская фраза из старого фильма: «В общем, все умерли».
        Ты проиграл, шаман. Время не ходит вспять. Время движется по спирали.

4.
        Комары. Догорает костерок из плавника, брошенный рыбаками, а сами рыбаки снимают суденышко с мели…
        Огромный пес играется с балянусами на кромке отлива, подпрыгивая и резко отталкиваясь от облизанного волнами песка всеми четырьмя лапами…
        Солнце уже коснулось кромки леса. Три часа ночи. Август.
        2002г.

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к