Библиотека / Сказки И Мифы / Славянский Эпос / Русские Былины : " №19 Алёша Попович И Тугарин " - читать онлайн

Сохранить .
Алёша Попович и Тугарин
        Славянский эпос
        Русские былины #19Киевский цикл #13Алёша Попович #2
        Алёша Попович и Тугарин

        Из славнова Ростова, красна города,
        Как два ясныя соколы вылетывали,
        Выезжали два могучии богатыри:
        Что по именю Алешинка Поповичь млад
        А со молодом Екимом Ивановичем.
        Оне ездят, богатыри, плеча о плечо,
        Стремяно в стремяно богатырское.
        Оне ездили-гуляли по чисту полю,
        Ничего оне в чистом поли не наезживали,
        Не видали птицы перелетныя,
        Не видали оне зверя прыскучева,
        Толко в чистом поле наехали -
        Лежит три дороги широкия,
        Промежу тех дорог лежит горючь камень,
        А на каменю подпись подписана.
        Взговорит Алеша Поповичь млад:
        - А и ты, братец Еким Ивановичь,
        В грамоте поученои человек!
        Посмотри на каменю подписи,
        Что на каменю подписано.-
        И скочил Еким со добра коня,
        Посмотрил на каменю подписи,
        - Росписаны дороги широкия:
        Первая дорога во Муром лежит,
        Другая дорога - в Чернигов-град,
        Третья - ко городу ко Киеву,
        Ко ласкову князю Владимеру.
        Говорил тут Еким Ивановичь:
        - А и братец, Алеша Поповичь млад,
        Которой дорогой изволишь ехать? -
        Говорил ему Алеша Поповичь млад:
        - Лутче нам ехать ко городу ко Киеву,
        Ко ласкову князю Владимеру.-
        Втапоры поворотили добрых коней
        И поехали оне ко городу ко Киеву.
        Не доехавши оне до Сафат-реки,
        Становились на лугах на зеленыех,
        Надо Алеши покормить добрых коней,
        Раставили тут два бела шетра,
        Что изволил Алеша опочив держать,
        А и мало время позамешкавши,
        Молоды Еким со добры кони,
        Стреножемши, в зелен луг пустил,
        Сам ложился в свои шатер опочив держать.
        Прошла та ночь осенея,
        Ото сна Алеша пробужаетца,
        Встает рано-ранешонко,
        Утреней зарею умываетца,
        Белаю ширинкаю утираетца,
        На восток он, Алеша, богу молитца.
        Молоды Еким сын Ивановичь
        Скоро сходил по добрых коней, «
        А сводил он поить на Сафет на реку,
        И приказал ему Алеша
        Скоро седлать добрых коней.
        Аседлавши он, Еким, добрых коней,
        Нарежаютца оне ехать ко городу ко Киеву.
        Пришол тут к ним калика перехожей,
        Лапатки на нем семи шелков,
        Подковырены чистым серебром,
        Личико унизано красным золотом,
        Шуба соболиная долгополая,
        Шляпа сорочинская
        Земли греческой в тритцать пуд.
        Шелепуга подорожная в пятдесят пуд,
        Налита свинцу чебурацкова,
        Говорил таково слово:
        - Гои вы еси, удалы добры молодцы!
        Видел я Тугарина Змеевича,
        В вышину ли он, Тугарин, трех сажен,
        Промеж плечеи косая сажень,
        Промежу глас калена стрела,
        Конь под ним как лютой зверь,
        Из хаилиша пламень пышет,
        Из ушей дым столбом стоит.-
        Привезался Алеша Поповичь млад:
        - А и ты, братец калика перехожея!
        Дай мне платье каличее,
        Возми мое богатырское,
        Лапатки свои семи шелков,
        Подковырены чистым серебром,
        Личико унизано красным золотом,
        Шубу свою соболиную долгополую,
        Шляпу сорочинскую
        Земли греческой в тридцать пуд,
        Шелепугу подорожную в пятдесят пуд,
        Налита свинцу чебурацкова.-
        Дает свое платье калика
        Алеши Поповичу, не отказываючи,
        А на себе надевал то платье богатырское,
        Скоро Алеша каликою нарежаетца
        И взял шелепугу дорожную,
        Котора была в пятдесят пуд,
        И взял в запас чингалиша булатное,
        Пошол за Сафат-реку.
        Завидел тут Тугарин Змеевичь млад,
        Заревел зычным голосом,
        Подрогнула дубровушка зеленая,
        Алеша Поповичь едва жив идет,
        Говорил тут Тугарин Змеевичь млад:
        - Гои еси, калика перехожея!
        А где ты слыхал и где видал
        Про молода Алешу Поповича?
        А и я бы Алешу копьем заколол,
        Копьем заколол и огнем спалил. -
        Говорил тут Алеша каликаю:
        - А и ты ои еси, Тугарин Змеевичь млад!
        Поезжай поближе ко мне,
        Не слышу я, что ты говоришь.-
        И подъезжал к нему Тугарин Змеевичь млад.
        Сверстался Алеша Поповичь млад
        Против Тугарина Змеевича,
        Хлеснул ево шелепугою по буйной голове,
        Розшиб ему буину голову,
        И упал Тугарин на сыру землю,
        Скочил ему Алеша на черну грудь.
        Втапоры взмолитца Тугарин Змеевичь млад:
        - Гои еси ты, калика перехожея!
        Не ты ли Алеша Поповичь млад?
        Токо ты Алеша Поповичь млад,
        Сем побратуемся с тобой.-
        Втапоры Алеша врагу не веровал,
        Отрезал ему голову прочь,
        Платья с него снимал цветное на сто тысячей,
        И все платья на себе надевал,
        Садился на ево добра коня
        И поехал к своим белым шатрам.
        Втапоры увидели Еким Иванович
        И калика перехожея,
        Испужалися его, сели на добрых коней,
        Побежали ко городу Ростову.
        И постигает их Алеша Поповичь млад,
        Обвернетца Еким Иванович,
        Он выдергивал палицу баевую в тритцать пуд,
        Бросил назад себе:
        Показалося ему, что Тугарин Змеевичь млад,
        И угодил в груди белыя Алеши Поповича,
        Сшиб из седелечка черкескова,
        И упал он на сыру землю.
        Втапоры Еким Ивановичь
        Скочил со добра коня, сел на груди ему,
        Хочет пороть груди белыя,
        И увидел на нем золот чюден крест,
        Сам заплакал, говорил калики перехожему:
        - По грехам надо мною, Екимом, учинилося,
        Что убих своего братца родимова.-
        И стали ево оба трести и качать
        И потом подали ему питья заморскова,
        Оттого он здрав стал.
        Стали оне говорити
        И между собою платьем меняти:
        Калика свое платье надевал каличье,
        А Олеша - свое богатырское,
        А Тугарина Змеевича платье цветное
        Клали в чебодан к себе.
        Сели оне на добрых коней
        И поехали все ко городу во Киеву,
        Ко ласкову князю Владимеру.
        А и будут оне в городе Киеве
        На княженецком дворе,
        Скочили со добрых коней,
        Привезали к дубовым столбам,
        Пошли во светлы гридни,
        Молятся Спасову образу
        И бьют челом, поклоняютца
        Князю Владимеру и княгине Апраксевне,
        И на все четыре стороны.
        Говорил им ласковой Владимер-князь:
        - Гои вы еси, добры молодцы!
        Скажитеся, как вас по именю зовут,
        А по именю вам мочно место дать,
        По изочеству можно пожаловати.-
        Говорит тут Алеша Поповичь млад:
        - Меня, асударь, зовут Алешою Поповичем,
        Из города Ростова старова попа соборнова.-
        Втапоры Владимер-князь обрадовался,
        Говорил таковы слова:
        - Гои еси, Алеша Поповичь млад!
        По отечеству садися в большое место,
        В передней уголок,
        В другое место богатырское -
        В дубову скомью против меня,
        В третье место, куда сам зохошь.-
        Не садился Алеша в место болшее
        И не садился в дубову скомью,
        Сел он со своими товарищи на полатнои брус.
        Мало время позамешкавши,
        Несут Тугарина Змеевича
        На той доске красна золота
        Двенатцать могучих богатырей.
        Сажали в место долшое,
        А подле ево сидела княгиня Апраксевна.
        Тут повары были догадливы:
        Понесли ества сахарные и питья медяныя,
        А питья все заморския.
        Стали тут пить, есть, прохложатися,
        А Тугарин Змеевичь нечестно хлеба ест:
        По целой ковриге за щеку мечит,
        Те ковриги монастырския;
        И нечестно Тугарин питья пьет:
        По целой чаше охлестовает,
        Котора чаша в полтретья ведра.
        И говорил втапоры Алеша Поповичь млад:
        - Гои еси ты, ласковой сударь
        Владимер-князь!
        Что у тебя за болван пришол,
        Что за дурак неотесонои?
        Нечестно у князя за столом сидит,
        Ко княгине он, собака, руки в пазуху кладет,
        Целует во уста сахарныя,
        Тебе, князю, насмехаетца!
        А у моево сударя-батюшка
        Была сабачишша старая,
        Насилу по подстолью таскалася,
        И костью та сабака подавилася,-
        Взял ее за хвост, под гору махнул;
        От меня Тугарину то же будет! -
        Тугарин почернел, как осеньня ночь,
        Алеша Поповичь стал как светел месяц.
        И опять втапоры повары были догадливы:
        Носят ества сахарныя.
        И принесли лебедушку белую,
        И ту рушала княгиня лебедь белую,
        Обрезала рученку левую,
        Завернула рукавцом, под стол опустила,
        Говорила таково слово:
        - Гои вы еси, княгини-боярыни,
        Либо мне резать лебедь бедова,
        Либо смотреть на мил живот,
        На молода Тугарина Змеевича.-
        Он взявши, Тугарин, лебедь белую,
        Всю вдруг проглатил,
        Еще тут же ковригу монастырскую.
        Говорит Алеша на податном брусу:
        - Гои еси, ласковой асударь Владимер-князь!
        Что у тебе за болван сидит?
        Что за дурак неотесонои?
        Нечестно за столом сидит,
        Нечестно хлеба с солью ест:
        По целой ковриге за щеку мечит
        И целу лебедушку вдруг проглотил.
        У моево сударя-батюшка,
        Федора попа ростовскаго,
        Была коровишша старая,
        Насилу по двору таскалася,
        Забилася на поварню к поварам,
        Выпила чан браги пресныи,
        Оттого она лопнула, -
        Взял за хвост, под гору махнул.
        От меня Тугарину то же будет! -
        Тугарин потемнел, как осеньня ночь,
        Выдернул чингалишша булатное,
        Бросил в Алешу Поповича.
        Алеша на то-то верток был,
        Не мог Тугарин попасть в него,
        Подхватил чингалиша Еким Ивановичь,
        Говорил Алеши Поповичу:
        - Сам ли ты бросаешь в ево али мне велишь? -
        - Нет, я сам не бросаю и тебе не велю,
        Заутра с ним переведаюсь:
        Бьюсь я с ним о велик заклад -
        Не о сте рублях, не о тысячи,
        А бьюсь о своей буйной голове! -
        Втапоры князи и бояра скочили на резвы ноги
        И все за Тугарина поруки держат:
        Князи кладут по сту рублей,
        Бояра - по пятидесят,
        Крестьяна - по пяти рублев.
        Тут же случилися гости купеческия,
        Три карабля свои подписавают
        Под Тугарина Змеевича,
        Всяки тавары заморскии,
        Которы стоят на быстром Непре,
        А за Алешу подписавал
        Владыка черниговской.
        Втапоры Тугарин звился и вон ушол.
        Садился на своего добра коня,
        Поднялся на бумажных крыльех
        Поднебесью летать.
        Скочила княгиня Апраксевна на резвы ноги,
        Стала пенять Алеши Поповичю:
        - Деревеншина ты, заселшина!
        Не дал посидеть другу милому.-
        Втапоры тово Алеша не слушался,
        Звился с товарыши и вон пошол.
        Садилися на добры кони,
        Поехали ко Сафат-реке,
        Поставили белы шатры,
        Стали опочив держать,
        Коней опустили в зелены дуга.
        Тут Алеша всю ночь не спал,
        Молился богу со слезами:
        - Создай, боже, тучю грозную,
        А и тучи-то з градом дождя! -
        Алешины молитвы доходны ко Христу.
        Дает господь бог тучю з градом дождя,
        Замочила Тугарина крылья бумажныи,
        Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.
        Приходил Еким Ивановичь
        Сказал Алеши Поповичю,
        Что видел Тугарина на сырой земле.
        И скоро Алеша нарежаетца,
        Садился на добра коня,
        Взял одну сабелку вострую
        И поехал к Тугарину Змеевичю.
        И увидел Тугарин Змеевичь Алешу Поповича,
        Заревел зычным голосом:
        - Гои еси ты, Алеша Поповичь млад!
        Хош ли, я тебе огнем спалю?
        Хош ли, Алеша, конем стопчу
        Али тебе, Алешу, копьем заколю? -
        Говорил ему Алеша Поповичь млад-
        - Гои ты еси, Тугарин Змеевичь млад!
        Бился ты со мною о велик заклад -
        Битца-дратца един на един,
        А за тобою ноне силы-сметы нет
        На меня, Алешу Поповича -
        Оглянетца Тугарин назад себя,
        Втапоры Алеша подскочил,
        Ему голову срубил,
        И пала глава на сыру землю, как пивной котел
        Алеша скочил со добра коня,
        Отвезал чембур от добра коня,
        И приколол уши у головы Тугарина Змеевича,
        И привезал к добру коню,
        И привез в Киев на княженецкои двор,
        Бросил середи двора княженецкова.
        И увидел Алешу Владимер-князь,
        Повел во светлы гридни,
        Сажал за убраны столы,
        Тут для Алеши и стол пошел.
        Сколко время покушавши,
        Говорил Владимер князь
        - Гои еси, Алеша Поповичь млад!
        Час ты мне свет дал,
        Пожалуй ты живи в Киеве,
        Служи мне, князю Владимеру,
        До люби тебе пожалую! -
        Втапоры Алеша Поповичь млад
        Князя не ослушался,
        Стал служить верою и правдою;
        А княгиня говорила Алеши Поповичю:
        - Деревеншина ты, заселшина!
        Разлучил меня з другом милым,
        С молодым Змеем Тугаретиным, -
        Отвечает Алеша Поповичь млад:
        - А ты гои еси, матушка княгиня Апраксевна!
        Чють не назвал я тебе сукою,
        Сукою-ту - волочаикаю! -
        То старина, то и деянье.
        ***
        Сейчас, конечно, трудно судить со всей определенностью: был или не был в конце XII - начале XIII века у Всеволода Большое Гнездо, у Константина Ростовского и Мстислава Киевского такой богатырь - Александр Попович? Или же летописные известия, сказания и повести о нем «вставлены» в летописи уже в XV-XVII веках? И какого Александра Поповича можно считать прототипом былинного Алеши Поповича: погибшего с семьюдесятью русскими богатырями в исторической битве на Калке в 1223 году или другого Поповича и другого Александра, который, согласно тем же летописям, был современником Владимира Мономаха и в 1001 году (за два с лишним столетия до Калкской битвы) убивый самого могучего печенежского богатыря, пленил и привез в Киев их князя Родмана (почти так же, кстати, как Илья Муромец привез в Киев Соловья-разбойника), а в 1004 году вновь пошел на печенези, которые в ужасе побегоша в поле, услышав о его приближении? Или же речь идет о двух разных богатырях с одним именем: мало ли на Руси было «поповичей», а среди них Александров? Или же все три - плод фантазии и былинный Алеша Попович вовсе не имел ровно никакого
отношения к тем, другим, реально существовавшим... Вот уже более столетия ученые пытаются найти ответ на эти вопросы.
        «Алеша Попович и Тугарин» - самый древний былинный сюжет, основанный на мотивах змееборчества. Каждый из былинных героев бьется со своим чудищем: Илья Муромец с Соловьем-разбойником, Идолищем или Сокольником, Подсокольником, Жидовином, Добрыня Никитич - со Змеем Горынычем или киевской колдуньей Маринкой Кайдаловной, а на долю Алеши Поповича достался Тугарин.
        Но былинный Тугарин, как считают исследователи, не просто художественный образ. У него есть вполне реальный исторический прототип: половецкий хан Тугоркан, ставший в 1094 году тестем Святополка и убитый киевлянами в 1096 году. Убийство в Киеве исторического Тугоркана и былинного Тугарина действительно дает основание для такой параллели.
        Впрочем, это толкование не единственное. Существует общеславянский корень «туг» в значении «горе, печаль, обида» (тужить, туго - слова того же корня). Таким образом, имя Тугарин вполне могло быть нарицательным, со значением - «обидчик, насильник, угнетатель». «Имя Тугарин, - замечают исследователи Ю.И. Смирнов и В.Г. Смолицкий, - наряду со многими другими эпическими именами (Богатырь, Добрыня, Дунай, Залешанин, Казарин, Пересвет, Рахман, Салтан, Соловей, Сухан, Тороп, Хотен и другие), было собственным «некалендарным» именем у русских вплоть до конца XVII века. Оно пользовалось определенным распространением среди низших и средних слоев населения центральных районов Московской Руси, в частности у «служилого сословия». Лингвистически нельзя объяснить бытование этого имени влиянием былинного образа. Лингвистически мог происходить лишь обратный процесс. Неизвестно, какое значение вкладывали русские в имя «Тугарин» в XVI-XVII вв. Более вероятным кажется, что оно было для его носителей своего рода оберегом, предохраняющим от сглазу, нечистой силы. Выбор нарочито «дурного» имени в качестве оберега
известен как обычай у многих народов, в том числе и у славян».
        Существует два варианта боя Алеши Поповича с Тугарином. Один - чисто мифологический, «змееборческий», где он встречает и убивает Тугарина в поле, по пути в Киев; и второй - более «исторический», где он убивает его в Киеве, на пиру у князя Владимира. В «Сборнике Кирши Данилова» обе эти версии совмещены. В результате в одной былине Алеша Попович убивает Тугарина дважды.
        Текст публикуется по изданию: СБОРНИК КИРШИ ДАНИЛОВА, №20.
        В.И. Калугин

 
Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к