Сохранить .

Кот-ворюга Константин Георгиевич Паустовский
        Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
        Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Мы прозвали его Ворюгой.
        Паустовский Константин Георгиевич
        КОТ-ВОРЮГА
        Рисунки И.Година
        Кот-ворюга
        .>
        Мы пришли в отчаяние.[1 - Пришли в отчаяние — были сильно расстроены, огорчены, опечалены.] Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел.[2 - Толком не видел — хорошо не мог рассмотреть.] Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
        Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.
        Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля всё равно была сорвана.
        Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.
        Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронёсся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан[3 - Кукан — бечёвка или тонкая проволока, на которую насаживают пойманную рыбу.] с окунями. Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нём было десять жирных окуней, пойманных на Прорве.[4 - На Прорве; Прорва — река.] Это было уже не воровство, а грабёж. Мы поклялись поймать кота и вздуть[5 - Вздуть — побить.] его за бандитские проделки.
        Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на берёзу. Мы начали трясти берёзу. Кот уронил колбасу. Она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл.

Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
        Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.
        Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нём только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков[6 - Бесчисленных протоков — множества небольших речек, вытекавших из основной реки или озера.] и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях.
        Чтобы пройти к берегам озёр, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головой и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.
        Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожжённые солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых выходках[7 - Выходках (выходка) — неожиданных дерзких, плохих поступках.] рыжего кота.
        Но наконец кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз.[8 - Лаз — узкий проход, пролаз.] Выхода оттуда не было.
        Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления.
        Прошёл час, два, три… Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.
        Тогда был вызван Лёнька, сын деревенского сапожника. Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота.
        Лёнька взял шёлковую леску,[9 - Леску (леска) — длинную нить с крючком.] привязал к ней за хвост пойманную днём плотицу[10 - Плотицу (плотва) — небольшую рыбу.] и закинул её через лаз в подполье.
        Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щёлканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Лёнька потащил за леску. Кот отчаянно упирался, но Лёнька был сильнее и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу.

Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза.
        Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй. Мы впервые рассмотрели его как следует.
        Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, кот-беспризорник, с белыми подпалинами[11 - Подпалинами (подпалины) — пятнами.] на животе.
        Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:
        — Что же нам с ним делать?
        — Выдрать! — сказал я.
        — Не поможет, — сказал Лёнька, — у него с детства характер такой.
        Кот ждал, зажмурив глаза.
        Тогда вмешался наш мальчик. Он любил вмешиваться в разговоры взрослых. Ему за это всегда попадало. Он уже лёг спать, но крикнул из комнаты:
        - Надо его накормить как следует!
        Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану.
        Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами.
        После умывания он долго фыркал и тёрся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье Мы боялись, что он протрёт себе шерсть на затылке
        Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел. С этого дня он у нас прижился[12 - Прижился (прижиться) — остался жить.] и перестал воровать.
        На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.
        Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склёвывать из тарелок гречневую кашу.

Кот дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол.
        Куры взлетели с отчаянным воплем.[13 - С отчаянным воплем — с громким жалобным криком.] Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.
        Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный Горлачом.
        Кот несся за ним на трёх лапах, а четвёртой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри у него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.
        После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошёл.[14 - Отошёл — здесь: перестал чувствовать испуг и боль, пришёл в себя.]
        С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй прятались под домом.
        Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.
        Мы переименовали его из «Ворюги» в «Милиционера». Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде. А бабы-молочницы почему-то прозвали кота Степаном.

БАРСУЧИЙ HOC
        Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев.
        Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
        Приходилось выезжать на старом челне[15 - На челне (чёлн) — на лодке.] на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь. Там мы ловили разноцветных окуней, вытаскивали оловянную[16 - Оловянную- серебрйсто-бёлую, похожую цветом на олово (металл).] плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
        Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.
        У нас на стоянке горел костёр. Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоил дым костра и весёлые человеческие крики.
        Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве, у костра, начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый, вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.
        И на этот раз с нами был мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он всё замечал и рассказывал. Он был выдумщик, этот мальчик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины и переправлялись при свете ночной, небывалой радуги. Мы делали вид, что верили ему.
        Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.
        Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке,[17 - К двустволке; двустволка — охотничье ружьё.] — кто знает, что это мог быть за зверь!
        Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными[18 - Пронзительными — внимательными, пристальны-ми, неприятными.] глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.
        Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал: барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос… Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.
        На озере и в лесу началось смятение:[19 - Смятение — здесь: шум, волнение.] без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос. Я не поверил. Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.
        Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук. Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.
        Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.
        Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.
        С тех пор озеро —оно называлось раньше Безымянным — мы прозвали Озером Глупого Барсука.
        А через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.
        С тех пор я его больше не видел.
        Р2
        П2
        Издательство просит учителей и учащихся
        нерусских школ сообщить свои отзывы об этой книге
        по адресу: Москва, А-47, ул. Горького, 43,
        Дом детской книги.
        Для начальной школы
        ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ
        КОТ-ВОРЮГА
        Ответственный редактор Г. Ф. Ермоленко. Художественный редактор М. Д. Суховцева. Технический редактор В, И. Мешалкин.
        Корректор Л. И. Гусева.
        Сдано в набор 3/01 1962 г. Подписано к печати 23/02 1962 г. Формат 60X84 ^1^/16 —1 печ. л.=0,93 усл. печ. л. (0,63 уч. — изд, л.). Тираж 142 000 экз
        ТП 1962 № 755. Цена 2 коп. Детгиз. Москва, М. Черкасский пер… 1.
        Фабрика детской книги Детгиза. Москва, Сущевский вал. 49, Заказ № 2077.
        notes
        Примечания
        Пришли в отчаяние — были сильно расстроены, огорчены, опечалены.
        Толком не видел — хорошо не мог рассмотреть.
        Кукан — бечёвка или тонкая проволока, на которую насаживают пойманную рыбу.
        На Прорве; Прорва — река.
        Вздуть — побить.
        Выходках (выходка) — неожиданных дерзких, плохих поступках.
        Лаз — узкий проход, пролаз.
        Леску (леска) — длинную нить с крючком.
        Плотицу (плотва) — небольшую рыбу.
        Подпалинами (подпалины) — пятнами.
        Прижился (прижиться) — остался жить.
        С отчаянным воплем — с громким жалобным криком.
        Отошёл — здесь: перестал чувствовать испуг и боль, пришёл в себя.
        На челне (чёлн) — на лодке.
        Оловянную- серебрйсто-бёлую, похожую цветом на олово (металл).
        К двустволке; двустволка — охотничье ружьё.
        Пронзительными — внимательными, пристальны-ми, неприятными.
        Смятение — здесь: шум, волнение.

Книги из этой электронной библиотеки, лучше всего читать через программы-читалки: ICE Book Reader, Book Reader, BookZ Reader. Для андроида Alreader, CoolReader. Библиотека построена на некоммерческой основе (без рекламы), благодаря энтузиазму библиотекаря. В случае технических проблем обращаться к